Главная » 2013 » Февраль » 7 » Звёзды-гиганты сжимаются перед взрывом сверхновой
Звёзды-гиганты сжимаются перед взрывом сверхновой
Крупные звёзды-гиганты выбрасывают огромные клубы материи, сопоставимые по массе с нашим Солнцем, в последние мгновения жизни перед смертью в виде взрыва сверхновой, следы которых астрономы заметили в излучении сверхновой SN2010mc в созвездии Геркулеса, говорится в статье, опубликованной в журнале Nature.
Набросок процессов, происходящих в сверхновой SN2010mc

Звёзды, чья масса в 8-50 раз превосходит солнечную, обычно заканчивают свою жизнь в виде сверхновой. Исчерпав запасы термоядерного "горючего", светило стремительно сжимается под действием гравитации, в результате чего часть его материи выбрасывается в окружающее пространство и разогревается до сверхвысоких температур, а остатки звезды превращаются в пульсар или чёрную дыру.

Группа астрофизиков под руководством Эрана Офека (Eran Ofek) из Научного института Вайцманна в Реховоте (Израиль) проследила за последними мгновениями жизни одной из массивных звёзд в созвездии Геркулеса, изучив снимки сверхновой SN2010mc, обнаруженной телескопами Паломарской обсерватории в августе 2010 года.

Офек и его коллеги изучили спектр сверхновой, её мощность и другие параметры, и пришли к выводу, что её прародителем была звезда-гигант с массой, превышающей солнечную в 40-50 раз. Проанализировав снимки, полученные другими телескопами накануне вспышки, авторы статьи нашли прародителя SN2010mc и проследили за изменениями в его яркости и спектре за несколько месяцев до "смерти".

Оказалось, что яркость звезды заметно увеличилась за 40 дней до начала взрыва сверхновой и продолжала оставаться высокой ещё около двух недель. Как полагают исследователи, увеличение яркости было вызвано выбросом материи, общий вес которой приближался к 0,01 массы Солнца. По словам учёных, подобные выбросы пока не были обнаружены на других звёздах, приближавшихся к концу своей жизни.

Астрономы считают, что сверхмассивные звёзды могут "худеть" перед гибелью из-за того, что давление света в их ядре превышает максимально возможную отметку, так называемый предел Эддингтона. В результате в недрах светила начинают возникать особые акустические колебания, выбрасывающие часть внешних оболочек за пределы звезды. Тем не менее, однозначного объяснения этого феномена пока не существует, заключают Офек и его коллеги.