Главная » 2013 » Апрель » 3 » Впервые зафиксировано разрушение планеты чёрной дырой (видео)
Впервые зафиксировано разрушение планеты чёрной дырой (видео)
Группа астрономов, ведомая Мареком Николаюком (Marek Nikolajuk) из Белостокского университета (Польша), при помощи орбитальной спутниковой обсерватории гамма-лучей (INTEGRAL; проект Европейского космического агентства в сотрудничестве с Роскосмосом и НАСА; технически — копия XMM-Newton) обнаружила редчайшее явление — поглощение сверхмассивной чёрной дырой объекта планетарных масштабов.
Галактика NGC 4845Ю
Галактика NGC 4845Ю, в центре которой разыгралась драма. Иллюстрация ESA.

Героем дня стала чёрная дыра в центре галактики NGC 4845, свет от которой идёт до нас 47 млн лет. Астрономы заметили необычную сцену с чёрной дырой почти случайно, исследуя рентгеновское излучение соседних с NGC 4845 галактик за 2011 год. Просто ядро NGC 4845 ярко светилось в рентгеновском диапазоне.

«Совершенно неожиданное открытие, касающееся галактики, которая оставалась спокойной как минимум 20–30 лет», — подчёркивает Марек Николаюк. Изучение рентгеновского спектра «двухстадийной» вспышки показало, что её причиной стало частичное разрушение (первый пик свечения) и поступление в аккреционный диск вещества (второй пик свечения) крупного тела с верхним пределом массы в 14–30 масс Юпитера, что равно массе коричневого карлика. Подчеркнем: это лишь верхний предел, и астрономы отмечают, что фактическая масса может быть значительно ниже, то есть соответствовать обычной планете вроде Юпитера или даже Земли (последнее, впрочем, маловероятно: уж слишком легка наша планета).

Итак, СМЧД массой в 300 тыс. солнечных разрывает на куски планету (а может, коричневый карлик). «Это первое наблюдение разрушения объекта, меньшего, чем звезда, чёрной дырой, — заявил Ролан Вальтер (Roland Walter) из Женевской обсерватории (Швейцария), соавтор работы. — По нашим оценкам, только внешние слои "Юпитера" были съедены чёрной дырой, что заставило планету "похудеть" на 10% её массы. По всей видимости, плотное ядро объекта до сих пор вращается вокруг чёрной дыры».

Но в реальности картина могла быть куда более сложной. К примеру, в нашей системе газовые гиганты часто имеют массивные спутники с плотной атмосферой, вот и герой заметки вполне может располагать чем-то подобным (но так это или нет — с 47 млн световых лет точно понять невозможно). В этом случае вместе с верхними слоями гигантской планеты чёрная дыра могла поглотить и не показанные в анимации выше планетоиды.

Подготовлено по материалам Европейского космического агентства.