Главная » 2015 » Май » 22 » Впервые увидели, как белый карлик врезается в другую звезду
Впервые увидели, как белый карлик врезается в другую звезду
Автоматизированный телескоп PTF помог астрономам стать свидетелями крайне редкого события – столкновения белого карлика с обычной солнцеподобной звездой и его превращения в "нобелевскую" сверхновую типа 1а.

Компьютерная модель рождения нобелевской сверхновой

"Наше открытие является первым прямым свидетельством того, что у белых карликов, порождающих сверхновые типа Ia, есть звезда-спутник. Кроме того, оно показывает, что, по крайней мере, часть из них рождается в ходе столкновения карлика и обычного светила, а не двух белых карликов", — заявил Шринивас Кулкарни (Shrinivas Kulkarni) из Калифорнийского технологического института в Пасадене (США).

Как объясняет Кулкарни, сверхновые типа Ia являются одними из самых важнейших объектов в космосе для астрономов, так как их относительное постоянство учёные используют для измерения расстояний в космосе. Этим свойством воспользовались нобелевский лауреат Сол Перлмуттер и его коллеги для демонстрации ускоряющегося расширения Вселенной, за что они получили Нобелевскую премию 2011 года по физике.

Несмотря на важность и изученность таких сверхновых, астрофизики не были уверены в том, как возникают такие вспышки, за исключением того, что их порождают взрывающиеся белые карлики. Часть учёных полагала, что "нобелевские" сверхновые возникают в результате слияния двух белых карликов, тогда как другие астрономы полагали, что они рождаются в парах из одного белого карлика и обычной звезды или красного гиганта.

Кулкарни и его коллеги смогли получить первые фотографии новорожденной "нобелевской сверхновой" и доказать существование второго механизма их рождения благодаря двум вещам – автоматизированному телескопу PTF и суперкомпьютеру, который анализировал получаемые ими снимки и находил на них свежие сверхновые через мгновения после их рождения.

В мае прошлого года PTF следил за созвездием Волос Вероники, где находится галактика IC 831, известная своим беспокойным нравом. Астрономы настроили автоматику телескопа и алгоритмы, анализирующие снимки на суперкомпьютере, таким образом, что при обнаружении очередной вспышки они передавали сигнал на орбитальный телескоп Swift, работающий в ультрафиолетовом и рентгеновском диапазоне, и немедленно получали снимки той точки, где она возникла.

Подобная кооперация между телескопами позволила учёным получить первые фотографии сверхновой iPTF14atg в тот момент, когда она только началась, и понять, каким образом возникла эта вспышка.

Снимки и данные, полученные при помощи PTF и Swift в ходе первых четырёх дней после начала вспышки, свидетельствуют о том, что данная сверхновая была порождена в результате столкновения белого карлика и обычной солнцеподобной звезды, а не двух выгоревших светил.

В пользу этого говорит то, каким спектром обладала новорожденная сверхновая, а также то, что её яркость в ультрафиолетовом диапазоне сначала убывала, а затем начала нарастать. Подобный рост силы свечения, как объясняют учёные, происходит из-за того, что материя, выброшенная гибнущим белым карликом, "втыкается" в светило-компаньон и порождает ударную волну, которая разогревает его и окружающую его материю, заставляя её светиться в ультрафиолете.

Как подчёркивают Кулкарни и его коллеги, данное открытие не означает того, что "нобелевские" сверхновые не возникают в результате слияний белых карликов – ещё в 2011 году астрономы зафиксировали сверхновую SN 2011fe в галактике Вертушка, которая возникла подобным образом. По их словам, оно лишь говорит о том, что оба сценария их рождения возможны и что их примеры можно найти в обозримой Вселенной.

Категория: Далёкие рубежи | Просмотров: 426 | Добавил: astrolabia | Теги: сверхновые, белые карлики | Рейтинг: 0.0/0