Главная » 2014 » Февраль » 6 » Впервые составлен "анатомический атлас" астероида Итокава
Впервые составлен "анатомический атлас" астероида Итокава
Астрономы впервые смогли заглянуть внутрь астероида и найти признаки крайней неоднородности в структуре его недр и их химическом составе, наблюдая за вращением астероида Итокава при помощи телескопа NTT в Европейской южной обсерватории в Чили, говорится в статье, опубликованной в журнале Astronomy & Astrophysics.
Схематический анатомический атлас астероида Итокава
Схематический анатомический атлас астероида Итокава. ESO. Acknowledgement: JAXA

Стивен Лоури из университета Кента (Великобритания) и его коллеги смогли забраться внутрь астероида Итокава, пыль с которого была доставлена на Землю японским зондом "Хаябуса", наблюдая за проявлениями так называемого эффекта Ярковского. Ещё в конце 19 века русский инженер Иван Ярковский заметил, что нагрев поверхности астероида под лучами Солнца и её остывание во время "ночи" может работать как своеобразный "двигатель", постепенно сдвигающий его с орбиты.

Сила этого феномена зависит от нескольких свойств астероида, в том числе его отражающей способности и химического состава, что позволяет использовать эффект Ярковского для вычисления массы малых небесных тел и того, как быстро будет меняться их орбита. По замыслу авторов статьи, непрерывные наблюдения за изменениями в силе этого эффекта должны "выдать" различия в химическом составе и физических свойствах минералов в разных точках поверхности Итокавы.

Используя инструменты телескопа NTT в чилийской обсерватории Ла-Силла, Лоури и его коллеги обнаружили, что скорость вращения астероида постепенно растет — каждый год период его вращения вокруг своей оси сокращается на 0,045 секунды. Это означает, что две половинки "гантели" Итокавы составлены из разных минералов с разными отражающими свойствами, плотностью и химическим составом.

"Нам впервые удалось получить данные о том, как выглядят и что же происходит в недрах астероида. Мы обнаружили, что Итокава является крайне неоднородной по своей структуре, и это открытие является большим шагом вперед в деле изучения законов, управляющих поведением небесных тел в Солнечной системе", — заключает Лоури.

Категория: Солнечная Система | Просмотров: 524 | Добавил: astrolabia | Теги: NTT, Итокава, астероид | Рейтинг: 0.0/0