Главная » 2015 » Апрель » 24 » Впервые пойман "солнечный зайчик" от экзопланеты
Впервые пойман "солнечный зайчик" от экзопланеты
Международной группе астрономов впервые удалось проанализировать спектр "солнечного зайчика" – потока света, исходящего или отражающегося от экзопланеты-гиганта в созвездии Пегаса, говорится в статье, опубликованной в журнале Astronomy & Astrophysics.

"Подобные наблюдения крайне важны для науки, так как они позволяют нам очень точно измерить реальную массу планеты и угол наклона её оси, что критически важно для понимания того, как живёт эта звёздная система. Кроме того, подобные данные позволяют нам оценить альбедо – отражающую способность – планет, что необходимо для оценки химического состава её недр и атмосферы", — заявил Хорхе Мартинс (Jorge Martins) из университета Порту (Португалия).

Мартинс и его коллеги получили первые данные по спектру в видимой области излучения и одни из первых "нормальных" снимков экзопланеты, наблюдая за первой известной человечеству планетой за пределами Солнечной системы – "горячим юпитером" 51 Пегаса b. Эта планета была открыта в 1995 году швейцарскими астрономами, которые изучали смещения в спектре звезды 51 Пегаса, удаленной от нас на 50 световых лет.

Так художник представил себе планету-гигант 51 Пегаса b

Так художник представил себе планету-гигант 51 Пегаса b. Фото: ESO/M. Kornmesser/Nick Risinger (skysurvey.org).

Её открытию поспособствовали два фактора – она была расположена на большом расстоянии от звезды и обладала крупными размерами. Эти же её свойства помогли группе Мартинса отделить спектр "солнечного зайчика", отраженного света звезды 51 Пегаса от поверхности её спутника-планеты, от собственного излучения светила.

Это открытие стало возможным благодаря особому алгоритму обработки данных и высокой чувствительности спектрометра HARPS в Европейской Южной обсерватории, при помощи которого учёные следили за планетой и звездой в созвездии Пегаса.

Благодаря этим наблюдениям и данным, авторам статьи удалось точно вычислить скорость движения планеты по орбите – 133 километра в секунду, уточнить её массу, которая оказалась чуть меньше половины юпитерианской (0,46 Юпитера), и вычислить угол наклона её оси к орбите — 80 градусов.

Это означает, что 51 Пегаса b вращается вокруг светила, практически полностью лежа на боку, как Уран в Солнечной системе. Другим достаточно неожиданным открытием стало то, что этот "горячий юпитер" необычно хорошо отражает свет – его альбедо составляет 0,5, что косвенно свидетельствует о его невероятной "раздутости" и низкой плотности.

Как подчеркивают учёные, подобные наблюдения можно проводить не только для "горячих юпитеров" и прочих планет гигантов – новые спектрометры, вроде инструмента ESPRESSO на телескопе VLT и его наследник на следующем большом телескопе E-ELT, смогут "ловить" солнечные зайчики, исходящие и от землеподобных планет, на поверхности которых теоретически может существовать жизнь.

Категория: Далёкие рубежи | Просмотров: 544 | Добавил: astrolabia | Теги: горячий юпитер, спектрометр, солнечный зайчик, экзопланеты, созвездие Пегаса | Рейтинг: 0.0/0