Главная » 2013 » Март » 15 » Впервые изучена атмосфера новорожденной экзопланеты-гиганта
Впервые изучена атмосфера новорожденной экзопланеты-гиганта
Астрономы обнаружили в атмосфере "новорожденной" экзопланеты-гиганта в созвездии Пегаса молекулы угарного газа и воды и не нашли в ней следов метана, что косвенно подтверждает, что планеты-гиганты формируются на окраинах протопланетных дисков, говорится в статье, опубликованной в журнале Science.

"Наши наблюдения говорят о том, что планеты в системе HR 8799 сформировались в результате ядерной аккреции (core accretion). Именно так сформировались планеты в нашей Солнечной системе. Мы надеемся, что изучение этих планет поможет нам понять, как выглядят гигантские планеты, похожие на Юпитер, в первые мгновения их жизни после рождения", — заявила Квинн Конопацки из университета Торонто (Канада).
Молодая экзопланета-гигант HR 8799с
Молодая экзопланета-гигант HR 8799с в созвездии Пегаса глазами художника. Dunlap Institute for Astronomy & Astrophysics; Mediafarm

Конопацки и её коллеги смогли рассмотреть атмосферу новорожденной планеты-гиганта, использовав спектроскоп OSIRIS, подключенный к телескопу Keck-2 на Гавайских островах. Планетологи изучили звёздную систему HR 8799, в пределах которой находится несколько крупных планет, чья масса превышает юпитерианскую в несколько раз. Астрономам удалось "удалить" излучение светила HR 8799 со снимков и получить чистый спектр третьей планеты системы HR 8799с.

Учёные проанализировали спектр планеты и определили состав атмосферы HR 8799с. Оказалось, что верхние слои экзопланеты состоят преимущественно из молекул угарного газа и кристаллов водного льда, и практически лишены метана и других углеводородов. Получив точные данные по составу атмосферы HR 8799с, астрономы попытались "прочитать" историю её формирования.

Как объясняют учёные, доли кислорода и углерода в атмосфере гигантских экзопланет зависят от места и способа их формирования. Так, судя по относительно низкой доле кислорода и высокой концентрации углерода в атмосфере гиганта, HR 8799с образовалась по "классическому" сценарию ядерной аккреции на окраинах протопланетного диска. По словам исследователей, дальнейшие наблюдения за HR 8799с помогут понять, как эволюционирует атмосфера молодых планет гигантов.