Главная » 2017 » Январь » 27 » Впервые изучен состав атмосферы двойника Венеры и Земли
Впервые изучен состав атмосферы двойника Венеры и Земли
Экзопланета Kepler-452b

Так художник представил себе экзопланету Kepler-452b

Американские планетологи впервые смогли изучить химический состав атмосферы одного из ближайших двойников Земли и Венеры — планеты GJ 1132 b в созвездии Паруса. При этом они обнаружили, что в ней есть вода и метан.

«Мы показали, что в космосе существует планета размером с Землю, обладающая густой и стабильной атмосферой. Это первый шаг на пути изучения того, может ли та или иная экзопланета поддерживать внеземную жизнь», — заявил Джон Саутворт (John Southworth) из университета Кила (Великобритания).

Планету GJ 1132 b, первый известный и самый близкий аналог Венеры за пределами Солнечной системы, открыл в середине 2015 года известный планетолог Дэвид Шарбонно, который при помощи автоматизированного телескопа MEarth следил за тусклыми красными карликами в попытке найти планеты в их окрестностях.

Такие звёзды больше всего распространены во Вселенной, они живут в десятки и сотни раз дольше Солнца, и это делает их весьма вероятными кандидатами на роль колыбели внеземной жизни. Так называемая зона жизни — «бублик» орбит, где вода может присутствовать в жидком виде, — расположена очень близко к красным карликам, что облегчает поиск планет в ней.

Как рассказывает Саутворт, не все планеты в пределах «зоны жизни» будут аналогами Земли — вполне возможно, что экзопланеты у её внутреннего края будут напоминать Венеру с её сверхгорячей атмосферой, заполненной серной кислотой и углекислым газом. Понять, какой именно вариант верен, практически невозможно, не зная состава атмосферы такой планеты.

Саутворт и его коллеги сделали первый шаг к решению этой проблемы, получив с помощью телескопов Европейской южной обсерватории в Чили первые подробные данные по толщине и составу атмосферы GJ 1132 b.

Для изучения атмосферы «второй Венеры» учёные воспользовались тем, что лучи светила, проходящие через воздушные оболочки GJ 1132 b и достигающие Земли, несут спектральный отпечаток их химического состава. Проследив за девятью проходами GJ 1132 b по диску звезды, Саутворт и его команда накопили достаточное количество данных о том, как свет взаимодействует с молекулами воздуха этой планеты.

Как оказалось, первооткрыватели GJ 1132 b недооценивали её размеры — её радиус приблизительно в 1,4 раза больше, чем у Земли, а по массе она примерно в 1,6 раза превосходит и нашу планету, и Венеру. Атмосфера, как показали наблюдения за GJ 1132 b на разных длинах волн, довольно густая и мощная — она протянулась примерно на 600 километров над поверхностью планеты.

Эти замеры, как отмечают учёные, показали, что в атмосфере GJ 1132 b в больших количествах присутствуют вода и метан, что заметно отличает эту экзопланету от Венеры в Солнечной системе. Более того, её поверхность, судя по низкой плотности, должна быть покрыта довольно толстым слоем воды — или же её недра должны состоять почти целиком из кремниевых горных пород (что крайне маловероятно). Температура на поверхности планеты оказалась выше, чем предсказывали Шарбонно и его коллеги, — около 360 градусов Цельсия, говорится в статье, опубликованной в Astrophysical Journal.

Учитывая открытие на планете кислорода, о чём учёные заявили в августе 2016 года, сейчас очень сложно говорить о том, чем же является эта планета — аналогом Венеры или «парниковой» Земли.

Более детальные сведения о составе атмосферы и облике GJ 1132 b, как отмечают планетологи, сегодня получить невозможно — для этого требуются более мощные спектрографы и телескопы. Как полагают исследователи, телескоп «Джеймс Уэбб», который НАСА планирует запустить в 2018 году, сможет изучить атмосферу GJ 1132 b и других близлежащих планет.

Категория: Далёкие рубежи | Просмотров: 223 | Добавил: astrolabia | Теги: АтмосферА, экзопланета, красные карлики, Kepler-452b | Рейтинг: 0.0/0