Главная » 2014 » Декабрь » 23 » Вокруг чёрной дыры в центре Галактики обнаружены странные новые структуры
Вокруг чёрной дыры в центре Галактики обнаружены странные новые структуры
Астрофизики, которые работают в международном проекте «Радиоастрон», возглавляемом Россией, впервые смогли разглядеть структуры, связанные с процессами в сверхмассивной чёрной дыре в центре нашей Галактики, говорится в статье, опубликованной в Astrophysical Journal Letters.

Согласно современным представлениям, в центре нашей Галактики, как и в центрах других массивных галактик, находится сверхмассивная чёрная дыра, которая поглощает межзвёздную пыль и газ, попутно разогревая её до миллионов градусов. Сверхмассивные чёрные дыры (точнее их ближайшие окрестности) являются сверхмощными источниками электромагнитного излучения.

"Наша" чёрная дыра массой около 4,5 миллионов масс Солнца закрыта от Солнечной системы плотными облаками пыли и газа, поэтому о её присутствии стало известно только благодаря рассеянному излучению. Радиотелескопы фиксируют место, где она находится, в виде мутного пятна в созвездии Стрельца. Никаких деталей в этом пятне ни в инфракрасном, ни в рентгеновском, ни в радиодиапазоне разглядеть не удавалось.

Группа учёных из Астрокосмического центра ФИАН, возглавляемого академиком РАН Николаем Кардашевым, совместно с зарубежными учёными Карло Гвинном из университета Калифорнии в Санта-Барбаре и Майклом Джонсоном из Гарвард-Смитсонианского астрофизического центра работают в рамках международного проекта «Радиоастрон». На основе результатов изучения пульсаров с использованием «Радиоастрона» учёные предсказали, что на длинах радиоволн 1,3 сантиметра самый чувствительный наземно-космический радиоинтерферометр «Радиоастрон» может увидеть неоднородности в этом пятне – там, где их не видят одиночные наземные радиотелескопы.

Интерферометры – работающие совместно радиотелескопы, размещенные в разных концах Земли – могут давать изображение с очень большим разрешением, которое мог бы дать воображаемый телескоп с антенной, диаметром равной расстоянию между этими телескопами.

Учёные подсчитали, что неоднородности размером всего 300 километров в среде, окружающей чёрную дыру, могут создавать на газопылевом "экране" пятнышки размером около 1 миллионной доли угловой секунды, а следовательно –могут быть зафиксированы интерферометрами.

Эти данные удалось получить, соединив в один наблюдательный комплекс радиообсерваторию VLBA и 70-метровую антенну в Гринбэнке (США). Их предположения оправдались: интерферометр увидел предсказанные субструктуры.

Российские учёные считают, что использование для наблюдений этой чёрной дыры крупнейшего наземно-космического интерферометра «Радиоастрон», запланированное на март 2015 года, позволит получить изображение центра Галактики с ещё большей детализацией.

Космический аппарат «Спектр-Р», запущенный 18 июля 2011 года с космодрома Байконур, был создан в НПО имени С.А. Лавочкина на базе космической платформы "Навигатор". Установленный на нём радиотелескоп «Радиоастрон» с антенной диаметром 10 метров разработан в Астрокосмическом центре Физического института имени П. Н. Лебедева (АКЦ ФИАН).

Орбитальный радиотелескоп образует совместно с наземными радиотелескопами радиоинтерферометр со сверхдлинной базой, что позволяет получать изображения астрофизических объектов с исключительно высоким разрешением.

В рамках научной программы проекта «Радиоастрон» изучались квазары — ядра далеких галактик, пульсары, мазеры — области образования звёзд и планет в нашей галактике. Всего на сегодняшний день было успешно изучено более 100 космических объектов. Наземное плечо интерферометра составляют более 30 радиотелескопов России, Украины, Австралии, Великобритании, Германии, Индии, Испании, Италии, Нидерландов, Польши, Швеции, Финляндии, Китая, ЮАР, США, Японии и других стран.

Категория: Далёкие рубежи | Просмотров: 432 | Добавил: astrolabia | Теги: чёрные дыры | Рейтинг: 0.0/0