Главная » 2013 » Декабрь » 12 » Водородный "туман" оказался ключом к формированию звёзд в галактиках
Водородный "туман" оказался ключом к формированию звёзд в галактиках
Многолетние наблюдения за жизнью крупных "звёздных ясель" в галактике Водоворот показали, что звёзды внутри них начинают зарождаться только в том случае, если их окружает особый "водородный туман", сжимающий газ внутри очагов звездообразования, заявляют учёные в пяти статьях, опубликованных в Astrophysical Journal.
Галактика Водоворот (М51)
"За последние четыре года нам удалось создать самую полную карту гигантских молекулярных облаков в спиральной галактике, похожей на наш Млечный путь, а также определить количество молекул водорода в них и связать их с присутствием звёзд. Картинка, которая у нас получилась, почти не совпадает с тем, как мы представляли себе молекулярные облака", — заявила Ева Шиннерер из Института астрономии в Гейдельберге (Германия).

Шиннерер и её коллеги наблюдали за галактикой Водоворот (М51) при помощи французского интерферометра PdBI и испанского радиотелескопа IRAM 30 с 2009 года. Подобное исследование стало возможным благодаря тому, что эта галактика расположена относительно недалеко от нас — она удалена от Земли на 23 миллиона световых лет, и при этом повернута к нам "лицом".

Длительные наблюдения позволили учёным получить высококачественные снимки и изучить свойства свыше 1,5 тысячи облаков нейтрального газа, внутри которых возникают молодые звёзды. Когда учёные начали составлять карту "звёздных яслей", они обратили внимание на один необычный факт — почти половина водорода, которая должна была находиться внутри этих облаков, находилась за их пределами.

По словам астрономов, эти скопления газа, которые они окрестили "водородным туманом", являются ключом к формированию звёзд. Этот туман сжимает облака нейтрального газа, что позволяет им достичь той высокой плотности, которая необходима для появления зародышей звёзд. По этой причине часть молекулярных облаков в М51, в окрестностях которых отсутствует "туман", так и не превратилась в "звёздные ясли". В ближайшее время авторы статьи попытаются найти аналогичные структуры и в других галактиках.