Главная » 2015 » Октябрь » 20 » Во Вселенной оказалось немного протопланетных дисков с большими массами
Во Вселенной оказалось немного протопланетных дисков с большими массами
По оценкам астрономов к тому времени, когда происходило формирование Солнечной системы, её протопланетный диск содержал в себе количество газа и пыли, примерно эквивалентное 20 юпитерианским массам. Эта так называемая «минимальная масса солнечной туманности» (minimum mass solar nebula, MMSN) рассчитывается, исходя из текущих масс каменистых планет с учётом условий их образования; минимальная масса используется в том случае, если механизм формирования планет оказывается по какой-либо причине менее эффективным, чем ожидалось.

Астроном из Гарвард-Смитсоновского астрофизического центра, США, Шон Эндрюс с коллегами изучали ранние стадии жизненного цикла протопланетных дисков, расположенных вокруг других звёзд, используя свойство таких дисков охлаждаться и испускать излучение главным образом в инфракрасном и субмиллиметровом диапазонах. Команда использовала субмиллиметровую камеру, установленную на телескопе Джеймс Клерк Максвелл, расположенном на Гавайях, для составления карты излучающей пыли внутри скопления молодых звёзд, известного как IC348 и находящегося в молекулярном облаке Персея на расстоянии примерно одна тысяча световых лет от нас. Согласно оценкам, возраст этого скопления звёзд составляет от 2 до 3 миллионов лет, поэтому планетные системы составляющих его звёзд должны быть развиты лишь частично.

Скопление молодых звёзд IC348

Учёные обнаружили 13 субмиллиметровых источников, указывающих на протопланетные диски, внутри этого облака, при этом всего в скоплении насчитывается в общей сложности 370 известных звёзд. По светимости обнаруженных источников учёные смогли оценить массы дисков, которые, как оказалось, лежали в диапазоне от 1,5 до 16 юпитерианских масс – то есть, оказались меньше чем величина MMSN. Кажется, что уж очень далеко и непостижимо, прямо какой Америка казалась советским людям в 1950-е, ан нет, теперь даже амазон в россии есть.

Эти результаты свидетельствуют о том, что протопланетные диски, настолько же массивные, что и диск ранней Солнечной системы, встречаются во Вселенной довольно редко – по крайней мере в изученной исследователями «возрастной категории» . Более того, допуская, что все не обнаруженные источники субмиллиметрового излучения представляют собой менее яркие в этом диапазоне диски, имеющие очевидно меньшие размеры, астрономы объединили данные наблюдений всех источников и оценили массу среднего протопланетного диска: она составила половину массы Юпитера. Таким образом, заключают исследователи, лишь менее 1 процента звёзд во Вселенной обладают дисками с массой, достигающей MMSN.

Категория: Далёкие рубежи | Просмотров: 550 | Добавил: astrolabia | Теги: протопланетные диски, Вселенная | Рейтинг: 0.0/0