Главная » 2015 » Январь » 2 » Внеземную жизнь помогут обнаружить механические наносенсоры
Внеземную жизнь помогут обнаружить механические наносенсоры
Швейцарские учёные разработали датчик, который, отслеживая наноразмерные вибрации, способен определять их принадлежность живым существам. Такие сенсоры найдут применение на марсоходах и других аппаратах, ищущих признаки жизни на далёких планетах.

Как ожидается, датчики помогут найти жизнь в экстремальных условиях. Движение является одним из основных признаков жизни — это свойство и использовали учёные в разработанном устройстве. По словам исследователей, даже слабая метаболическая активность (обмен веществ) у небольших микроорганизмов заставляет их вибрировать. Эти вибрации (а не характер химических процессов, лежащих в основе метаболизма) и призван обнаружить новый датчик.

Свой сенсор учёные протестировали на ряде организмов, в частности дрожжах, бактериях и раковых клетках. Устройство успешно определяло вибрации у таких систем.

В основе работы датчика лежит идея атомно-силового микроскопа, который, в частности, используется для получения изображений атомной структуры на поверхности какого-либо материала. В устройстве на специальную консоль помещаются клетки (или то, что считается живыми организмами). Их движение отклоняет лазерный луч, что и воспринимается как сигнал от живого существа.

Результаты своих исследований авторы опубликовали в Proceedings of the National Academy of Sciences.