Главная » 2016 » Декабрь » 3 » Внеземная жизнь может существовать в атмосферах «неудавшихся звёзд»
Внеземная жизнь может существовать в атмосферах «неудавшихся звёзд»

Восход солнца над группой планет

Астрономы из Великобритании предполагают, что жизнь может существовать в верхних слоях атмосферы достаточно холодных коричневых карликов — «неудавшихся» светил, чьей массы не хватает для запуска термоядерных реакций в их недрах.

«Для зарождения жизни не обязательно иметь землеподобную планету, обладающую твёрдой поверхностью. Ещё в 1976 году Карл Саган предположил, что в верхних слоях атмосферы газовых гигантов могут существовать организмы-„паруса“ и организмы-„воздушные мешки“, питающиеся энергией Солнца и парящие на потоках, исходящих из глубинных слоёв планеты», — заявил Джек Йейтс (Jack Yates) из Эдинбургского университета (Шотландия).

Коричневыми карликами, первые из которых были найдены в 1995 году, астрономы называют переходные объекты между звёздами и планетами. Масса таких несостоявшихся звёзд — менее 7% массы Солнца — слишком мала для возникновения термоядерной реакции в их недрах. Поэтому коричневые карлики постепенно угасают и охлаждаются.

За последние годы учёные открыли ряд необычных черт коричневых карликов — наличие погоды на них, свинцовых и минеральных «облаков» и ряда других свойств, которые заставили многих астрономов считать, что они на самом деле являются очень крупными планетами, а не звёздами.

В 2013 году, как рассказывает Йейтс, астрономы открыли весьма необычный коричневый карлик — крайне холодную «неудавшуюся звезду» WISE 0855 в созвездии Гидры. Как выяснили учёные уже в этом году, её поверхность и атмосфера настолько холодны, что в ней существуют густые водные облака и прочие вещи, больше характерные для планет, чем для звёзд. Кроме того, оказалось, что атмосфера коричневых карликов содержит все «элементы жизни», кроме фосфора — кислород, водород, углерод, азот.

Это натолкнуло Йейтса и его коллег на мысль, что подобные звёзды тоже могут быть очагами жизни, подобной «парусам» и «мешкам» Карла Сагана. Они проверили, возможно ли такое в принципе, используя те же уравнения и идеи, которые великий американский учёный использовал для формулирования данной гипотезы 40 лет назад.

Британских последователей Сагана интересовало то, каких максимальных и минимальных размеров могут достигнуть организмы в атмосфере «неудавшейся звезды», чтобы не «упасть» в нижние слои атмосферы коричневого карлика, или не быть унесёнными в открытый космос.

Как показали их расчёты, даже при полном отсутствии потоков воздуха, поднимающихся из глубинных слоёв коричневых карликов, в их атмосфере смогут существовать микробы, примерно в 10 раз меньшие по размерам, чем типичные земные бактерии.

Если же в атмосферах коричневых карликов будут существовать мощные восходящие потоки воздуха, аналогичные тем, которые есть на Юпитере и на Сатурне, то тогда в их атмосферах могут существовать более крупные существа, похожие на тех, которые описывал Карл Саган. Таким образом, можно предполагать, что жизнь в атмосферах «неудавшихся звёзд» действительно может зародиться.

Почему это важно? По текущим оценкам астрономов, в нашей Галактике присутствует около миллиарда коричневых карликов, гораздо больше, чем любых планет и потенциальных двойников Земли. Только в окрестностях Солнечной системы должно присутствовать несколько десятков таких «неудавшихся звёзд», которые сможет увидеть телескоп «Джеймс Уэбб», который будет запущен в 2018 году, и другие новые обсерватории. Изучение их спектра, как заключает Йейтс, поможет нам найти следы жизни в их атмосфере или убедиться, что её там нет.

Категория: Далёкие рубежи | Просмотров: 256 | Добавил: astrolabia | Теги: коричневый карлик | Рейтинг: 0.0/0