Главная » 2015 » Май » 13 » В созвездии Ворона нашли "яйцо динозавра"
В созвездии Ворона нашли "яйцо динозавра"
Астрономы обнаружили в созвездии Ворона, внутри знаменитых галактик-"антенн", своеобразное космическое "яйцо динозавра" – новорожденное шаровое скопление, внутри которого сейчас формируются миллионы новых светил, говорится в статье, опубликованной в Astrophysical Journal.

Композитный снимок галактик NGC 4038 и NGC 4039

Композитный снимок галактик NGC 4038 и NGC 4039, полученный при помощи ALMA и ряда других телескопов. Фото: NASA/ESA Hubble, B. Whitmore (STScI); K. Johnson, U.Va.; ALMA (NRAO/ESO/NAOJ); B. Saxton (NRAO/AUI/NSF).

"Мы нашли живой пример одного из самых древних и экстремальных методов формирования звёзд во Вселенной. Этот необычное скопление было словно вырвано из ранних дней Вселенной. Открытие объекта, который обладает всеми признаками шарового скопления, но при этом пока не начал порождать звёзд, является для нас тем же, если бы палеонтолог нашел "свежее" яйцо динозавра, из которого вот-вот начнет вылупляться древняя рептилия", — заявил Келси Джонсон (Kelsey Johnson) из университета Вирджинии в Шарлотсвилле (США).

Джонсон и его коллеги наблюдали за галактиками-"антеннами" NGC 4038 и NGC 4039 в созвездии Ворона, которые недавно пережили столкновение друг с другом, при помощи инструментов мощнейшего радиотелескопа ALMA, построенного в чилийской пустыне Атакама.

Столкновение привело не только к  деформации галактик и рождению знаменитых "антенн" – светящихся потоков звёзд, "выдранных" из тела NGC 4038 и NGC 4039, но и к перемешиванию материи и связанной с этим вспышкой звездообразования в них.

Одним из следствий этого "взбалтывания" стало рождение гигантского шарового скопления, которое астрономы в шутку называют "Фейерверком", которое является единственным на сегодня примером подобного семейства звёзд в его новорожденном состоянии.

Дело в том, что сегодня словосочетание "шаровое скопление" является своеобразным синонимом старости для астрономов – большинство известных нам объектов такого рода является самыми древними частями окраин Млечного Пути и других галактик, которые сформировались примерно 12 миллиардов лет назад или даже раньше. Звёзды в таких скоплениях уже не рождаются, и астрономы практически ничего не знают о том, как рождаются подобные объекты.

По этой причине "Фейерверк" является огромной ценностью для астрофизиков, так как его изучение позволит им понять, как возникают эти плотные семейства звёзд, как в них рождаются светила и почему процессы звездообразования в них постепенно прекращаются.

Фотография космического яйца динозавра крупным планом

Фотография космического яйца динозавра крупным планом. Фото: K. Johnson, U.Va.; ALMA (NRAO/ESO/NAOJ).

Уже предварительные наблюдения, которые Джонсон и его коллеги провели при помощи ALMA, раскрыли один из необычных факторов в его жизни, который может объяснять то, почему молодые шаровые скопления отсутствуют в окружающих нас галактиках.

Как оказалось, газ "Фейерверка" сжимают внешние силы, чье давление превышает типичные значения для межзвёздной среды в 10 тысяч раз. Вероятно, такие давления гораздо чаще встречались в ранней Вселенной, когда галактики активно сталкивались и сливались друг с другом.

Сегодня подобные условия возникают только при самых мощных космических "ДТП", таких как столкновение галактик-"антенн", что делает обнаружение новорожденных шаровых скоплений крайне сложной задачей.

Категория: Далёкие рубежи | Просмотров: 384 | Добавил: astrolabia | Теги: Alma, Шаровое скопление, фейерверк, созвездие Ворона | Рейтинг: 0.0/0