Главная » 2015 » Февраль » 14 » В созвездии Персея рождается звёздная система-"Татуин"
В созвездии Персея рождается звёздная система-"Татуин"
Радиотелескопы VLA и GBT помогли международной группе астрономов обнаружить в газовой туманности  Barnard 5, расположенной в созвездии Персея на расстоянии в 800 световых лет от Земли, формирующуюся звёздную систему из трёх светил, своеобразный аналог светил Татуина из "Звёздных войн", говорится в статье, опубликованной в журнале Nature.

Звёздные ясли Barnard 5 в созвездии Персея

Звёздные ясли Barnard 5 в созвездии Персея. Фото: NRAO/AUI/NSF.

"Нас всегда волновал простой вопрос — почему наше Солнце является звездой-одиночкой, тогда как её соседка, Альфа Центавра, представляет собой звёздную систему из трёх светил. Сегодня существует несколько моделей, объясняющих формирование подобных звёзд, и теперь мы знаем об их происхождении немножко больше, чем раньше", — рассказывает Сара Оффнер из университета Массачусетса в Амхерсте (США), автор одной из таких моделей звёзд-"Татуинов".

Дюжина американских и европейских астрономов выяснила, как формируются Татуины и обнаружила такую звёздную систему на самых ранних этапах её зарождения, наблюдая за "звёздными яслями" Barnard 5 в созвездии Персея при помощи наземных радиотелескопов.

В этом облаке из газа и пыли уже присутствует одна молодая звезда, а также три звёздных "зародыша", которые в ближайшем астрономическом будущем, через 40 тысяч лет, схлопнутся и превратятся в светила. По расчетам учёных, три из них сблизятся и выбросят четвёртое светило из "яслей" в ближайший миллион лет. В результате этого возникнет тройная звездная система, чем-то напоминающую Татуин из "Звёздных войн" Джорджа Лукаса.

Зародыши звезд в нитях газа в туманности Barnard 5

Зародыши звезд в нитях газа в туманности Barnard 5. Фото: NRAO/AUI/NSF.

Как показали наблюдения при помощи VLA и GBT, данные "звёздные ясли" содержат в себе четыре, а не одну протозвезду по той причине, что сгустки газа в Barnard 5, исходящие от центра туманности,  разбились на несколько обособленных частей.

Подобный сценарий формирования "Татуинов" раньше не рассматривался учёными, отмечает Джейми Пинеда (Jaime Pineda) из Института астрономии в Цюрихе (Швейцария), ведущий автор статьи. По его словам, теперь "астрономы могут смело добавить фрагментацию сгустков газа внутри яслей в список гипотез (объясняющих рождение Татуинов)".

У этой версии Татуина уже есть достойный конкурент — в конце октября прошлого года чилийский радиотелескоп ALMA обнаружил в созвездии Тельца, на расстоянии в 460 световых лет от Земли, систему из трёх звёзд, вокруг которых сейчас формируются планеты. Данные, полученные телескопом во время наблюдений за этой системой, являются первым практическим подтверждением того, что формирование планет у таких звёзд в принципе возможно.

Категория: Далёкие рубежи | Просмотров: 348 | Добавил: astrolabia | Теги: Персей, Татуин | Рейтинг: 0.0/0