Главная » 2014 » Март » 13 » В созвездии Центавра найдена звезда в миллион раз ярче Солнца
В созвездии Центавра найдена звезда в миллион раз ярче Солнца
Инструменты телескопа VLT помогли астрономам оценить размеры и другие параметры гигантской звезды HR 5171 A в созвездии Центавра, чья яркость примерно в миллион раз выше, чем у нашего Солнца, а также найти её "скрытного" компаньона, говорится в статье, опубликованной в журнале Astronomy & Astrophysics.
Звезда-гигант HR 5171
Звезда-гигант HR 5171 и её компаньон глазами художника. ESO

"Наблюдения за HR 5171 A показали, что у этого светила есть сосед, вращающийся вокруг него по тесной орбите, что крайне удивило нас. Эти звёзды расположены друг к другу так близко, что они касаются друг друга, и вся эта система напоминает гигантский арахисовый орех. Данное светило-компаньон интересно для нас с точки зрения того, что оно может потенциально "ободрать" внешние оболочки гиганта и тем самым поменять ход его эволюции", — заявил Оливье Чесно из Обсерватории Лазурного берега (Франция).

Чесно и его коллеги наблюдали за ночным небом при помощи телескопа VLT и подключенного к нему интерферометра VLTi. В созвездии Центавра они обнаружили удивительную звезду, которая относится к классу одних из самых редких светил Галактики — к категории жёлтых гипергигантов, общее число которых в Млечном пути составляет около дюжины.

По расчетам учёных, HR 5171 A входит в топ-10 самых больших светил галактики и является самым большим жёлтым гипергигантом — её диаметр превышает поперечник Солнца в 1300 раз, а яркость — в миллион раз. Данная звезда находится на относительно большом расстоянии от Земли — 12 тысяч световых лет, однако её сверхвысокая яркость позволяет увидеть её на ночном небе даже невооруженным глазом.
Звезда-гигант HR 5171
Звезда-гигант HR 5171 (в центре, чуть ниже)

Дальнейшие наблюдения за этим светилом преподнесли группе Чесно ещё один сюрприз — периодические колебания в яркости HR 5171 A "выдали" её небольшого компаньона, который тоже относится к числу жёлтых звёзд и совершает один виток вокруг гиганта за 1300 дней. Учитывая небольшое расстояние между спутником и HR 5171 A, компаньон может заметно изменить эволюцию гиганта в будущем, за чем будет интересно наблюдать, заключают авторы статьи.

Категория: Далёкие рубежи | Просмотров: 490 | Добавил: astrolabia | Теги: Центавр, VLT | Рейтинг: 0.0/0