Главная » 2015 » Июнь » 27 » В созвездии Андромеды обнаружена планета-"вампир"
В созвездии Андромеды обнаружена планета-"вампир"
Соседство умирающей звезды и крупной планеты-гиганта приводит к крайне необычным последствиям – на последних стадиях жизни светила её спутница начнет "высасывать" из неё газы, тем самым омолаживая себя и ускоряя превращение звезды в белого карлика, заявляют астрономы в статье в Astrophysical Journal Letters.

"Когда планеты ещё молоды, то они сияют теплом, которое скопилось в их недрах во время их формирования. Но когда они стареют, они постепенно охлаждаются и через некоторое время их невозможно увидеть в ИК-диапазоне. Планеты-"вампиры" научились возвращать себе молодость и заново становиться видимыми", — рассказывает Майкл Джура (Michael Jura) из университета Калифорнии в Лос-Анджелесе (США).

Как объясняют Джура и его коллеги, планетологи давно подозревали о существовании подобных экзопланет-"вампиров", которые должны находиться в окрестностях престарелых красных гигантов, чьи внешние оболочки постепенно выбрасываются в космос в последние мгновения жизни умирающего светила.

Эти потоки горячего газа, как показывали симуляции, должны захватываться притяжением планеты, падать на её поверхность и разогревать недра "вампира", заставляя их светиться в инфракрасном диапазоне. Данный процесс в принципе способен омолодить достаточно крупного газового гиганта на 1-2 миллиарда лет.

Группа Джуры, используя мощности орбитального телескопа "Спитцер", впервые нашла потенциальный пример такой планеты-"вампира", наблюдая за рядом престарелых звёзд в созвездии Андромеды. Их внимание привлек относительно молодой белый карлик PG 0010+280, открытый в 2006 году одним из авторов статьи.

Данное светило было необычно тем, что в его излучении присутствовала достаточно заметная инфракрасная компонента. Она обычно отсутствует у подобных звёзд, кроме крайне редкой разновидности подобных светил – белых карликов-"планетоедов", съедающих останки окружавших их планет и астероидов.

Следы подобных "обедов" сохраняются в спектре белого карлика в виде линий кремния, кислорода, углерода и прочих элементов, которые никогда не встречаются на поверхности мёртвых светил.

Как показал анализ спектра PG 0010+280, данный белый карлик не является "планетоедом", а чем-то другим. В результате этого у учёных осталось два варианта – вокруг PG 0010+280 вращается или коричневый карлик, неудавшаяся звезда, или же крупная планета-"вампир".

Пока проверка и той и другой гипотезы не возможна из-за отсутствия достаточно "зорких" телескопов, однако Джура и его коллеги надеются, что новые орбитальные обсерватории, такие как "Джеймс Уэбб", помогут им подтвердить открытие первой планеты-"вампира.

Категория: Далёкие рубежи | Просмотров: 368 | Добавил: astrolabia | Теги: экзопланеты, белый карлик | Рейтинг: 0.0/0