Главная » 2014 » Март » 12 » В очень молодой Вселенной открыты «старые галактики»
В очень молодой Вселенной открыты «старые галактики»
По сути, все галактики в окружающем нас сейчас космосе разделены на две группы: «молодые» галактики, в основном спиральные, активно формирующие звёзды, и старые эллиптические, где все светила уже родились.

Традиционно считалось, что при движении к началу истории Вселенной галактики второго типа должны исчезать: в начале времён были лишь молодые и быстроразвивающиеся галактики. Однако те, что астрономы нашли на сей раз, кажутся уже прошедшими фазу активного развития, и образования новых звёзд в них тоже не видно, хотя годков им прилично — 12 млрд. Если астрономы видят их с уже остановившимся звездообразованием в момент, когда Вселенная была в восемь раз моложе, то какой же была скорость формирования светил в этой галактике, прежде чем они перестали расти!

Большинство новооткрытых галактик имеет красный цвет, говорящий о том, что фаза образования новых звёзд там уже завершилась. Иллюстрация Caroline Straatman.

«Эти далёкие и ранние массивные галактики — Святой Грааль астрономии, — полагает Карл Глэйзбрук (Karl Glazebrook) из Суинбёрнского университета (Австралия), один из авторов работы. — Пятнадцать лет назад теория утверждала, что их вообще не должно быть; в 2004 году я написал работу об открытии таких галактик всего через 3 миллиарда лет после Большого взрыва. Теперь же... нам удалось проследить их до момента, всего на 1,6 млрд лет отстоящего от Большого взрыва».

Всего удалось найти 15 галактик, свет от которых потратил примерно 12 млрд лет на то, чтобы дойти до нас. И уже через 1,6 млрд лет после начала времён каждый из «новичков» в среднем имеет порядка 100 млрд звёзд, то есть сопоставим в этом смысле с Млечным Путём, нашей Галактикой, которая достигла таких показателей на миллиарды лет позже.

Эта «акселерация» дополняет прежние наблюдения, свидетельствующие, что образование звёзд в некоторых галактиках прошлого шло несопоставимо быстрее, обгоняя спиральные галактики в огромное число раз. По сути, получается, что процессы эволюции эллиптических галактик отличаются от того, что происходит со спиральными галактиками, настолько сильно, что на достижение результатов первых у вторых уходит неизмеримо больше времени.

«То, что такие ранние галактики существуют, озадачивает астрономов, — подчёркивает Ли Спитлер (Lee Spitler) из Австралийской астрономической обсерватории, ещё один автор исследования. — Галактики, как и люди, нуждаются для роста в некоем времени. Что-то чрезвычайно мощное (скажем, фаза сверхбыстрого звездообразования) могло заставить галактики расти и созревать с огромной скоростью. И чтобы заставить эти галактики «выйти на пенсию», нужны были события не меньшего размаха».

В ближайшее время астрономы надеются выявить ещё более ранние структуры, изучение которых позволит наконец-то увидеть такие процессы, содержание которых пока ускользало от нас.

Подготовлено по материалам Маккуорийского университета.