Главная » 2016 » Август » 24 » В нашей Галактике рождается звезда-«тяжеловес»
В нашей Галактике рождается звезда-«тяжеловес»
Звезда ММ1 в созвездии Стрельца

Британские учёные нашли в нашей Галактике новорожденную звезду-тяжеловес с массой в 30 раз больше, чем у Солнца, наблюдения за дальнейшим ростом которой помогут раскрыть тайну рождения Вселенной, говорится в статье, опубликованной в журнале MNRAS.

По современным представлениям, юную Вселенную и первые галактики мироздания населяли в основном крупные звёзды, содержавшие в себе чистый водород и гелий. Такие светила были в сотни раз тяжелее Солнца и они «выгорали» и превращались в сверхновые крайне быстро, в течение сотен тысяч и нескольких миллионов лет.

Сегодня столь крупные светила в принципе не могут рождаться из-за «загрязнения» межзвёздного газа тяжёлыми элементами, а их менее крупные «кузены» встречаются только внутри крупных «звёздных яслей» и встречаются в галактиках довольно редко. Изучая их скоротечную жизнь, учёные пытаются понять, как выглядели первые звёзды Вселенной и как рождались и формировались первые галактики.

Джон Айли (John Ilee) из Кембриджского университета (Великобритания) и его коллеги нашли крайне редкий пример относительно близкой к нам звезды подобного рода, изучая крупные молекулярные облака в нашей Галактике, где сейчас формируются «звёздные ясли», при помощи радиотелескопов SMA и VLA.

«Обычные звёзды вроде нашего Солнца формируются несколько миллионов лет, тогда как крупные светила рождаются на порядки быстрее — их формирование происходит всего за 100 тысяч лет. Вдобавок к этому, они сжигают свои запасы водорода гораздо быстрее, и поэтому век их недолог, что затрудняет поиски молодых и новорожденных светил такого типа», — рассказывает Айли.

Одна из таких звёзд, как выяснили британские астрономы, находится внутри молекулярного облака G11.92-0.61, расположенного в созвездии Стрельца, на расстоянии в 11 тысяч световых лет от Земли. Она получила имя G11.92-0.61 MM1, или просто MM1.

Это светило, как показали радиоволновые наблюдения, ещё только начало своё формирование, однако его масса уже сейчас превышает солнечную как минимум в 30 раз. Данная звезда окружена, судя по наличию сильных смещений в спектре её излучения, крупным и достаточно толстым «бубликом» из пыли и газа массой в несколько Солнц, который она постепенно поглощает.

Этот бублик, как выяснили учёные, ведёт себя как так называемый «кеплерианский диск» — его внутренняя часть вращается быстрее, чем внешняя. Таким же образом, как сегодня считают исследователи, выглядел газопылевой диск, внутри которого родилось наше Солнце. Это, по мнению британских астрономов, говорит в пользу того, что крупные звёзды рождаются по тому же сценарию и правилам, что и Солнце и прочие звёзды-карлики.

Пока учёные не знают, существуют ли внутри этого «бублика» планеты или зародыши планет, так как разрешения VLA и SMA недостаточно для проверки подобных гипотез. В ближайшее время Айли и его команда планируют изучить звезду MM1 при помощи сверхчувствительного миллиметрового радиотелескопа ALMA в пустыне Атакама, который поможет учёным проверить, есть ли спутники у данного «тяжеловеса» или же он бороздит просторы космоса в одиночестве.

Категория: Далёкие рубежи | Просмотров: 249 | Добавил: astrolabia | Теги: звёздные ясли, бублик, кеплерианский диск | Рейтинг: 0.0/0