Главная » 2014 » Сентябрь » 27 » В молодой звёздной системе впервые обнаружен ветер
В молодой звёздной системе впервые обнаружен ветер
Астрофизики из США и Чили впервые обнаружили в формирующейся планетной системе признаки звёздного ветра.

Звезда AS 205 N и её компаньон

Звезда AS 205 N и её компаньон. Изображение: P. Marenfeld (NOAO/ AURA/ NSF).

Учёные исследовали пару связанных звёзд типа Т Тельца, расположенных в созвездии Змееносца на расстоянии около 407 световых лет от Земли. Наблюдения за движением AS 205 S и AS 205 N позволили учёным прийти к выводу, что в окружающих объекты протопланетных дисках действуют звёздные ветры.

К таким результатам астрофизики пришли в результате инфракрасной спектроскопии с использованием обсерватории ALMA (Atacama Large Millimeter/submillimeter Array) в Чили. Специалисты изучили спектры угарного газа и наблюдали отклонения в движении звёзд от стандартных законов Кеплера.

Такие отличия, учитывая молодой возраст звёзд, исследователи объяснили действием звёздного ветра. В качестве другого объяснения отклонений в движении светил учёные приводят приливное взаимодействие AS 205 S и AS 205 N друг с другом.

Звёзды типа Т Тельца невидимы в оптическом, но наблюдаемы в инфракрасном и миллиметровом диапазонах. Такие объекты являются очень молодыми: они ещё не относятся к главной последовательности (к которой принадлежит Солнце).

Масса звёзд типа Т Тельца не превышает двух солнечных, а температура внутри них недостаточна для протекания термоядерных реакций. Такие объекты окружены молекулярными облаками, в которые поступает в виде звёздного ветра вещество из звезды. Солнце примерно 4,5 миллиарда лет назад также было звездой типа Т Тельца.

Материя в протопланетных дисках идет на формирование твёрдых и газовых планет. Через несколько миллионов лет после рассеивания молекулярного облака в протопланеты в родительской звезде начнутся термоядерные реакции и система станет похожей на стандартную планетную.

Звёздный ветер, как считается, играет важную роль в формировании газовых гигантов, а также оказывает значительное влияние на распределение масс и динамику в протопланетном диске. Ранее учёные напрямую никогда не регистрировали звёздный ветер.

Новое исследование астрономов можно считать одним из первых таких наблюдений. Однако учёные до сих пор не поняли, увидели они звёздный ветер или результат взаимодействия пары звёзд. Поэтому специалисты продолжат поиск новых звёзд типа Т Тельца, чтобы уточнить наблюдаемые закономерности в системе с AS 205 S и AS 205 N.

Кратко с результатами исследований можно ознакомиться на сайте NRAO.