Главная » 2014 » Сентябрь » 23 » В карликовой галактике открыли сверхмассивную чёрную дыру
В карликовой галактике открыли сверхмассивную чёрную дыру
Международный коллектив учёных, среди которых есть и российский исследователь — Игорь Чилингарян из Государственного астрономического института имени Штернберга Московского государственного университета — открыл сверхмассивную чёрную дыру в центре карликовой галактики.

M60-UCD1

M60-UCD1 глазами художника. NASA, ESA, STScI-RCC14-41a.

Ультракомпактная карликовая галактика M60-UCD1 находится на расстоянии 54 миллионов световых лет от Земли, недалеко от эллиптической галактики Messier 60. Половина массы M60-UCD1 сосредоточена в центральной области объекта, которая имеет диаметр 160 световых лет. Это примерно в тысячу раз меньше размеров всего Млечного Пути.

В исследованной галактике находится около 140 миллионов звёзд. Ультракомпактные галактики являются одними из самых плотных звёздных систем во Вселенной. Их масса не превышает 200 миллионов солнечных масс. Такое большое её значение могло являться следствием особенностей эволюции галактической материи или наличием сверхмассивной чёрной дыры.

Учёные в результате моделирования динамических условий в M60-UCD1 подтвердили второе предположение, а наблюдения с космического телескопа Hubble и обсерватории Gemini на Гавайях позволили убедиться в этом. Телескоп НАСА позволил определить размеры и плотность галактики, а обсерватория на потухшем вулкане Мауна-Кеа — динамику галактики.

В результате учёные пришли к выводу, что в центре M60-UCD1 находится сверхмассивная чёрная дыра с массой, составляющей 15 процентов от массы всей карликовой галактики. Для сравнения: масса такой же дыры в центре Млечного Пути составляет всего 0,01 процента всей массы Галактики.

Масса чёрной дыры в M60-UCD1 оценивается в 21 миллион масс Солнца. Учёные считают, что одной из причин расхождения в массе и размерах карликовой галактики является то, что часть её вещества перетянула на себя более крупная звёздная система Messier 60.

В дальнейшем, по предположению учёных, M60-UCD1 сольётся со своим соседом, в центре которого находится ещё гигантская сверхмассивная чёрная дыра массой 4,5 миллиарда солнц. Это объединение будет сопровождаться слиянием двух дыр.

Категория: Далёкие рубежи | Просмотров: 478 | Добавил: astrolabia | Теги: чёрная дыра, M60-UCD1 | Рейтинг: 0.0/0