Главная » 2015 » Март » 1 » В галактике NGC2276 найдено потерянное звено в жизни чёрных дыр
В галактике NGC2276 найдено потерянное звено в жизни чёрных дыр
Астрофизики обнаружили в галактике NGC2276 необычную чёрную дыру, предположительно являющуюся редчайшим представителем так называемых чёрных дыр промежуточной массы, которые сегодня считаются потерянным звеном в эволюции их сверхмассивных собратьев в центрах галактик.

Галактика NGC2276 и чёрная дыра промежуточной массы

Галактика NGC2276 и чёрная дыра промежуточной массы. X-ray: NASA/CXC/SAO/M.Mezcua et al & NASA/CXC/INAF/A.Wolter et al; Optical: NASA/STScI and DSS; Inset: Radio: EVN/VLBI.

"Мы обнаружили, что NGC2276-3c одновременно обладает чертами, характерными как для обычных чёрных дыр, так и для их сверхмассивных собратьев. Другими словами, это открытие помогает нам прочертить эволюционные связи между разными типами чёрных дыр и объединить их в одну семью", — рассказал Андрей Лобанов из Института радиоастрономии Общества Макса Планка в Бонне (Германия).

Открытие Лобанова и его коллег не является первым кандидатом на роль подобного потерянного звена — главным претендентом на эту роль является чёрная дыра X-1 в галактике M82, открытая ещё в 2006 году.

Помимо M82 X-1 на роль первого известного нам объекта промежуточной массы претендуют ещё два рентгеновских источника — HLX-1 в созвездии Феникса, "катапультированный" из галактики ESO 243-49, а также GCIRS 13E в нашей галактике. Многие астрономы подозревают, что эти объекты на самом деле не являются чёрными дырами, так как их первооткрыватели пока не могут точно измерить их массу и другие физические свойства.

Наблюдая за созвездием Цефея при помощи орбитального рентгеновского телескопа "Чандра" и наземного радио-интерферометра EVN, группа Лобанова смогла добавить к их числу и объект NGC2276-3c, обладающий всеми признаками чёрной дыры промежуточной массы.

Так, судя по необычно высокой яркости этого рентгеновского источника, он заметно тяжелее обычных чёрных дыр и обладает массой, в 50 тысяч раз большей, чем у Солнца. Она выбрасывает необычно длинные джеты — узкие пучки радиоизлучения и горячей плазмы, простирающиеся на две тысячи световых лет. Подобные структуры отсутствуют у обычных чёрных дыр. Кроме того, своеобразный астрономический "КПД" у этих пучков и их мощность в принципе мало в чем отличаются от аналогичных значений для сверхмассивных чёрных дыр, говорится в статьях, принятых к публикации в журнале Monthly Notices of the Royal Astronomical Society.

К аналогичным выводам параллельно пришла и другая команда европейских астрофизиков, проводившая перепись ярких рентгеновских и радио-источников в NGC2276. По их мнению, NGC2276-3c и семь других похожих на неё источников излучения возникли в результате того, что она в недавнем прошлом пережила столкновение и слияние с карликовой галактикой-спутником.

Данный факт, как считают учёные, свидетельствует в пользу того, что потерянные звенья в эволюции сверхмассивных чёрных дыр рождаются в ходе слияния крупных "обычных" чёрных дыр во время столкновений галактик. Дальнейшие наблюдения за NGC2276-3c, по словам Лобанова и его коллег, помогут понять, действительно ли это было так, и раскрыть некоторые детали процесса рождения сверхмассивных чёрных дыр.

Категория: Далёкие рубежи | Просмотров: 355 | Добавил: astrolabia | Теги: чёрные дыры | Рейтинг: 0.0/0