Главная » 2017 » Февраль » 23 » В галактике Андромеды найдены следы тёмной материи
В галактике Андромеды найдены следы тёмной материи
Предполагаемые следы распадов частиц тёмной материи в галактике Андромеды

Астрономы НАСА нашли возможные следы тёмной материи в галактике Андромеды, ближайшей крупной соседке Млечного Пути, обнаружив в её центральной части необъяснимые «излишки» гамма-излучения.

«Мы предполагаем, что тёмная материя должна скапливаться во внутренних областях Млечного Пути и других галактик, и поэтому обнаружение столь чёткого и „кучного" сигнала является такой радостью для нас. Галактика Андромеды станет ключом к пониманию того, что происходит с ней внутри нашей галактики и в её соседке», — заявил Пьерик Мартен (Pierrick Martin) из Института планетологии и астрофизики в Тулузе (Франция).

Тёмная материя — невидимая субстанция, о наличии которой можно судить только по её гравитационному воздействию, она не взаимодействует с электромагнитными волнами. Иными словами, она не испускает, не поглощает и не отражает никакое излучение, оставаясь невидимой для нас. На долю обычной материи приходится 4,9% массы Вселенной, на тёмную материю — 26,8%. Большинство физиков сегодня считает, что тёмная материя может состоять из тяжёлых слабовзаимодействующих частиц — «вимпов» (Weakly Interacting Massive Particles — WIMP).

В 2009 году, как казалось тогда учёным, только что запущенный гамма-телескоп «Ферми» обнаружил первые следы тёмной материи в виде загадочного избытка гамма-излучения в центре Млечного Пути, яркость которого в высокоэнергетической части спектра заметно превышала теоретически предсказанные значения. Как предположили тогда учёные, источником этого излучения были распады сталкивающихся «вимпов».

Как рассказывает Мартен, последующие семь лет астрофизики потратили на безуспешные поиски аналогичных излишков в гамма-излучении других галактик. Их отсутствие заставило многих учёных считать, что тёмная материя себя так не ведёт, и что излишки гамма-излучения в центре Млечного Пути породили другие объекты — пульсары или прочие «бывшие звёзды». Поэтому многие физики сегодня начали считать, что тёмная материя может состоять не из «вимпов», а сверхлёгких частиц аксионов или вообще быть похожей по свойствам на жидкость.

Новые наблюдения, которые Мартен и его коллеги провели при помощи того же «Ферми», указывают на то, что подобная область существует и в ближайшей соседке Млечного Пути — галактике Андромеды, удалённой от нас на 2,5 миллиона световых лет.

Излишки гамма-излучения, как рассказывают учёные, сосредоточены в ней в той же области центра, что и в Млечном Пути, что возрождает интерес к теории распада «вимпов» в центрах скопления тёмной материи в ядрах галактик. С другой стороны, ничто не исключает возможности того, что источником этих излишков могут быть пульсары или другие объекты, излучающие в высокоэнергетической части спектра.

Открытие подобной области в соседней галактике, как отмечают астрофизики, поможет понять, какая из этих теорий верна, так как раньше мы не могли посмотреть на Млечный Путь со стороны для оценки того, где находятся эти источники излучения, имеют ли они точечный характер и как они распределены по диску галактики.

«Наша галактика очень похожа на галактику Андромеды, что позволит нам узнать много нового об их формировании. Представьте, что вы живёте в мире, где нет зеркал и вашим единственным способом взглянуть на себя является ваш брат-близнец», — пояснила Регина Капуто (Regina Caputo), коллега Мартена из Центра космических полётов НАСА имени Годдарда (США).

Некоторые выводы, как отмечает Мартен, можно сделать уже сейчас. К примеру, учёные обнаружили, что окраины галактики Андромеды практически не производят космических лучей, источником которых раньше считались новорожденные звёзды. Поиск их источников поможет понять, как рождаются аналогичные частицы в Млечном Пути и замешаны ли в их рождении распады «вимпов» или других форм тёмной материи, сообщает НАСА.

Категория: Далёкие рубежи | Просмотров: 193 | Добавил: astrolabia | Теги: вимпы, Ферми, тёмная материя | Рейтинг: 5.0/1