Главная » 2015 » Апрель » 28 » Учёные выяснили соотношение между толстым и тонким галактическими дисками
Учёные выяснили соотношение между толстым и тонким галактическими дисками

Долгое время стоящая перед учёными загадка, связанная с природой дисковых галактик, наконец-то была разрешена командой астрономов, возглавляемой Иваном Минчевым из Потсдамского астрофизического института (Германия) при помощи современных теоретических моделей. В этом новом исследовании показано, что группы звёзд одного возраста всегда ярко вспыхивают в результате мощных столкновений между галактиками. Собранные воедино, эти ярко горящие области располагаются в космическом пространстве подобно лепесткам цветущей розы и составляют то, что астрономы называют «толстым» диском галактики.

«Мы впервые смогли показать, что толстые диски галактик состоят не только из старых звёзд, но также включают молодые звёзды, находящиеся на больших расстояниях от центра галактики, — объясняет Минчев. — Яркое свечение, наблюдаемое в группах звёзд одного возраста, обусловлено в основном бомбардировками главной галактики небольшими галактиками-спутниками. Эти космологические «ДТП» постоянно происходят в молодом галактическом диске и заставляют его раздуваться и ярко светиться».

Для того чтобы прийти к полученным результатам команда Минчева произвела несколько сеансов численного моделирования на мощных суперкомпьютерах и изучила структуру смоделированных галактик. Учёные сгруппировали звёзды по своего рода «возрастным группам», и проследили, как расположена в космическом пространстве каждая из выделенных групп звёзд. Исследователи обнаружили, что звёзды каждой из «возрастных групп» образуют собой диск с ярко горящими краями, напоминающий внешне раструб трубы. Яркое свечение краев такого диска неизбежно вызывается столкновениями главной галактики с меньшими по размерам галактиками-спутниками — неотъемлемой частью процесса формирования галактик, как считают учёные. Так как самые старые звёзды формировались во внутренней области галактики, то для них эти вспышки наблюдаются ближе к центру, в то время как для более молодых звёзд вспышки наблюдаются на периферии галактики. Взятые вместе вспышки от всех звёзд галактики формируют толстый диск (ограничен на фото двумя прямыми белыми линиями).

«Наше новое понимание формирования тонкого и толстого галактических дисков, а также взаимодействия между ними, продвигает нас на один шаг ближе к разрешению одной из наиболее фундаментальных проблем астрофизики», — заключает Иван Минчев.