Главная » 2015 » Апрель » 19 » Учёные увидели магнитное поле, порождаемое "объедками" чёрной дыры
Учёные увидели магнитное поле, порождаемое "объедками" чёрной дыры
Радиотелескоп ALMA помог учёным впервые детально рассмотреть то, как тонкие пучки горячей материи, выплевываемые сверхмассивной чёрной дырой, порождают мощнейшие магнитные поля, разгоняющие материю и помогающие ей спастись от гравитационных объятий сингулярности, говорится в статье, опубликованной в журнале Science.

Джет, испускаемый чёрной дырой, и окружающие его силовые линии магнитного поля

Так художник представил себе джет, испускаемый чёрной дырой, и окружающие его силовые линии магнитного поля. Фото: ESO/L. Calçada.

Сверхмассивные чёрные дыры существуют в центре практически любой галактики. В отличие от чёрных дыр, возникающих при коллапсе звёзд, их масса в несколько миллионов раз больше солнечной. Они периодически поглощают звёзды, другие небесные тела и газ, и выбрасывают часть захваченной материи в виде джетов — пучков разогретой плазмы, движущихся с околосветовой скоростью.

Как объясняет Иван Марти-Видаль (Ivan Marti-Vidal) из Технологического университета Чалмерса в Онсале (Швеция), сегодня астрофизики считают, что в появлении джетов большую роль играют магнитные поля, порождаемые в диске аккреции в результате его вращения и трения частичек материи друг об друга.

Проверка этой гипотезы крайне затруднена по той причине, что ближайшая к нам сверхмассивная чёрная дыра – Sgr A* в центре нашей Галактики – обладает крайне спокойным нравом, из-за чего у неё нет джетов. Лишь в 2013 году астрофизикам удалось измерить силу магнитного поля в окрестностях Sgr A* благодаря пульсару, удачно расположенному за чёрной дырой, чьё излучение было особым образом поляризовано ей на пути к Земле.

"Естественная поляризация излучения может быть использована для измерения силы и свойств магнитных полей, так как "закрученность" лучей света меняется, когда они проходят через намагниченную среду. В этом случае свет путешествовал через материю, очень близко расположенную к чёрной дыре", — пояснил астрофизик.

Марти-Видаль и его коллеги воспользовались этой закономерностью для изучения магнитного поля в окрестностях сверхмассивной чёрной дыры в галактике PKS 1830-211, повернутой к нам под удачным углом и расположенной в созвездии Стрельца на расстоянии в 11 миллиардов световых лет.

Благодаря высокому разрешению телескопа ALMA, учёным удалось не только измерить силу магнитного поля, но и заглянуть практически в центр чёрной дыры и найти место его зарождения. Как оказалось, его источником действительно были джеты и ближняя часть "бублика" диска аккреции чёрной дыры.

"Мы обнаружили очень чёткие следы сдвигов в поляризации, оказавшиеся в сотни раз сильнее, чем у любого другого объекта, за которым когда-либо следило человечество. Наше открытие является огромным шагом вперёд, мы подобрались на расстояние, соответствующее паре световых дней от "горизонта событий". Полученные нами результаты и будущие наблюдения помогут понять, что на самом деле творится у сверхмассивных чёрных дыр", — заключает Марти-Видаль.

Категория: Далёкие рубежи | Просмотров: 483 | Добавил: astrolabia | Теги: сингулярность, джет, телескоп ALMA, чёрная дыра, магнитное поле | Рейтинг: 0.0/0