Главная » 2015 » Февраль » 5 » Учёные определились, на каком склоне кратера нужно строить лунную базу
Учёные определились, на каком склоне кратера нужно строить лунную базу
Российский прибор LEND на борту американского зонда LRO помог астрономам выяснить, что кромки кратеров, направленные в сторону полюсов Луны, содержат в себе чуть больше воды, чем их склоны, направленные в сторону экватора, и это делает их более привлекательными для постройки лунных баз, сообщает пресс-служба НАСА.

Зонд LRO над кратерами

"Конечно, те доли воды, которые мы находим в самых мокрых кратерах на Луне, в разы и на порядки меньше, чем её концентрация в песках самой сухой пустыни на Земле. Тем не менее, учитывая разрешение наших приборов, вполне вероятно и то, что вода сосредоточена в относительно небольших точках в толще кратера, и её доля в разы выше", — заявил Тим Маккланэхэн (Tim McClanahan) из Центра космических полетов НАСА имени Годдарда в Гринбелте (США).

Маккланэхэн и его коллеги, включая Игоря Митрофанова, создателя прибора LEND, и ряд других российских планетологов из ИКИ РАН, пришли к такому выводу, изучая новую порцию данных о распределении воды по поверхности и окрестностям лунных кратеров в разных регионах спутника Земли.

Как отмечают исследователи, изначально планетологи думали, что вода и её соединения могут существовать на Луне только в самых тёмных уголках полярных кратеров, куда никогда не попадает свет. Это представление было разрушено в 2010 году, когда зонд LRO обнаружил следы "зон вечной мерзлоты" в освещаемых приполярных регионах Луны, а в 2012 году ему удалось найти лёд и в приповерхностных слоях почвы в светлых регионах кратеров.

Анализируя карты распределения воды в южном полушарии Луны, Маккланэхэн, Митрофанов и другие учёные заметили необычный феномен, который оказался характерен для всех кратеров как в приполярных, так и в умеренных широтах. Сами учёные сравнивают его с тем, что происходит с сугробами снега через день-два после снегопада.

"Если вы живете в северном полушарии, выйдете на улицу в солнечный день после снегопада и посмотрите на сугробы — вы заметите, что на их северных склонах больше снега. Это происходит по той причине, что вода исчезает с их поверхности медленнее, чем на южных склонах, которые чаще и больше освещаются Солнцем. Мы думаем, что нечто похожее происходит и на луне — полярные кромки кратеров освещаются меньше, чем экваториальные, что защищает легко испаряемую воду и позволяет ей накапливаться", — продолжает Маккланэхэн.

Как признают планетологи, разница в концентрации воды между южными и северными склонами кратеров является мизерной по земным меркам — всего 23 части на миллион (0,0023% от массы грунта). Тем не менее, это небольшое значение может скрывать за собой огромные запасы воды, так как прибор LEND не рассчитан на "точечный" поиск льдов и влаги.

В ближайшие недели авторы открытия планируют проверить, существует ли аналогичный феномен в кратерах в северном полушарии Луны, а также проследит за тем, меняется ли концентрация воды на склонах с наступлением дня и ночи. Эти данные, как объясняют планетологи, помогут им найти ответ на вопрос, откуда берется вода на Луне — "завозят" ли её кометы или же она попадает на спутник Земли вместе с солнечным ветром.

Категория: Ближний космос | Просмотров: 489 | Добавил: astrolabia | Теги: вода, кратеры, LRO, Луна, база | Рейтинг: 0.0/0