Главная » 2015 » Ноябрь » 14 » Учёные нашли древнейшие звёзды Вселенной в центре Млечного Пути
Учёные нашли древнейшие звёзды Вселенной в центре Млечного Пути
Астрономы обнаружили в окрестностях центра Галактики одни из самых древних звёзд Вселенной, которые сформировались всего через 300 миллионов лет после Большого взрыва.

Так художник представил себе первую звезду Вселенной, погибающую в результате взрыва гиперновой

"В центре галактик существует так много звёзд, что открытие этих редчайших светил подобно поискам иголки в стоге сена. Задача, правда, упрощается, если сжечь ферму, уничтожив ненужные данные, и собрать иголки-звёзды при помощи магнита. Обнаружение столь древних светил позволит нам понять, насколько ранняя Вселенная была другой в химическом плане", — рассказывает Эндрю Кейси (Andrew Casey) из Кембриджского университета (Великобритания).

Кейси и его коллеги обнаружили несколько десятков крайне древних звёзд в окрестностях центра Млечного Пути, наблюдая за 14 тысячами звёзд при помощи австралийского телескопа AAT, способного одновременно следить за четырьмя сотнями светил и изучать их спектр.

Первые звёзды Галактики и Вселенной, как объясняет Кейси, заметно отличались по своему облику, устройству и истории жизни и смерти от своих современных "кузин", так как их недра почти не содержали в себе астрономических "металлов" – элементов тяжелее водорода и гелия. Астрономы называют такие светила "звёздами III популяции".

Сегодня астрономы считают, что они были в сотни раз тяжелее Солнца, в несколько миллионов раз ярче его и умирали в ходе взрывов экзотических парно-нестабильных сверхновых, в ходе которых светила превращались в гигантские термоядерные бомбы, после взрыва которых от звезды не оставалось даже чёрной дыры.

Учёные достаточно долгое время считали, что последние подобные звёзды, родившиеся из первичной материи Вселенной, могут скрываться в центрах Млечного Пути и других галактик, где светила в среднем на 7 миллиардов лет старше, чем Солнце и другие звёзды с окраин. На протяжении десятилетий астрономы пытались найти их, однако все поиски закончились безрезультатно, в том числе и потому, что в центре Млечного пути обитают миллиарды светил, на изучение каждого из которых уйдут сотни и тысячи лет.

Кейси и его коллеги нашли способ "сжечь" этот стог звёздного сена и упростить поиски древнейших звёзд – они выяснили, что светила III популяции должны обладать чуть более голубым оттенком, чем светила аналогичных размеров и возраста из I и II популяции.

Руководствуясь этой идеей, учёные нашли в центре Галактики около 14 тысяч звёзд, обладавших подобным оттенком, и изучили их при помощи AAT. Анализ их спектров позволил научной команде Кейси выделить два десятка светил, чьи недра почти не содержали в себе астрономических металлов.

Открыв несколько кандидатов на роль древнейших звёзд Вселенной, учёные изучили эти светила при помощи более мощного и чувствительного телескопа "Магеллан", установленного в обсерватории Лас-Кампанас в Чили. Оказалось, что сразу семь из них могут претендовать на это звание.

Как показали расчёты авторов статьи, недра данных светил содержат в себе в 10 тысяч раз меньше железа, чем Солнце или любая другая относительно молодая звезда. Это означает, что данные светила родились примерно через 300 тысяч лет после Большого Взрыва, буквально через мгновения после того, как звёзды в принципе могли начать формироваться.

Изучение этих звёзд и открытие новых подобных светил поможет, как надеется Кейси, понять, как выглядела Галактика в первые дни своей жизни и как она росла и эволюционировала.

Категория: Далёкие рубежи | Просмотров: 346 | Добавил: astrolabia | Теги: Вселенная | Рейтинг: 0.0/0