Главная » 2014 » Август » 1 » Учёные нашли аномалию в ориентации протопланетных дисков у двойной звезды
Учёные нашли аномалию в ориентации протопланетных дисков у двойной звезды
Астрофизики из США обнаружили молодую двойную звезду с необычной ориентацией протопланетных дисков.

Протопланетные диски расположены под углом к плоскости двойной звезды

Протопланетные диски расположены под углом к плоскости двойной звезды. Изображение: R. Hurt (NASA/JPL-Caltech/IPAC).

Астрономы заметили, что протопланетные диски вокруг двойной звезды смещены относительно ее плоскости. Протопланетный диск вокруг одной из звезд — HK Tauri А — наклонен под углом 60 градусов к ней, а другой — HK Tauri B — под углом 68 градусов. Геометрия протопланетных орбит важна для исследования возможности появления жизни на экзопланетах.

Исследованная система расположена на расстоянии 450 световых лет от Земли в созвездии Тельца. Большинство звезд во Вселенной, в отличие от Солнца, формируются в двойных системах, которые представляют собой две гравитационно связанные звезды. Ученые считают, что дистанция между звездами в исследованной системе в 13 раз больше расстояния между Нептуном и Солнцем. Астрономы оценивают возраст звездной системы HK Tauri в пять миллионов лет.

Аномалию в ориентации орбит учёные нашли с помощью Атакамской Большой Миллиметровой Решетки — системы радиотелескопов, работающих согласованно в режиме единого интерферометра. Новый телескоп является крупнейшей наземной обсерваторией.

Исследование учёных показывает, что многие аномалии в движении планет формируются ещё на ранних этапах при их образовании из протопланетных дисков. Однако, наблюдение учёных не объясняет значительное число необычных орбит экзопланет. Астрофизикам предстоит выяснить, является ли обнаруженная ими необычная ориентация протопланетных дисков нормой или нет.

Подробно с результатами наблюдений можно ознакомиться на сайте Национальной радиоастрономической обсерватории США (NRAO).