Главная » 2013 » Июль » 26 » У коричневого карлика впервые обнаружена собственная планета
У коричневого карлика впервые обнаружена собственная планета
Международная группа астрономов сообщила об обнаружении первого коричневого карлика, вокруг которого обращается планета размером с Юпитер. Это первая находка такого рода, так как ранее учёным удавалось находить только коричневые карлики с компаньонами, чья масса была намного больше массы планет.

Обнаружить планету вокруг ранее найденного коричневого карлика OGLE-2012-BLG-0358L удалось при помощи нескольких телескопов, объединённых в единую систему поиска экзопланет при помощи эффекта микролинзирования. Этот эффект заключается в отклонении света звёзд гравитационными полями и с его помощью можно найти планету по тем искажениям, которые она вносит в проходящий от другой звезды свет. Такой метод работает только там, где за изучаемой звездой находится ещё одна, однако позволяет зафиксировать наличие планет такого размера, который слишком мал для применения других способов.

Наличие вокруг коричневого карлика объекта с массой порядка массы Юпитера может, как говорят астрономы, свидетельствовать о том, что вся система сформировалась из газового облака, затем превратившегося в протопланетный диск. Ранее, в 2012 году, в пользу происхождения коричневых карликов из облаков газа указали радиоастрономические данные, но вопрос о формировании планет вблизи таких объектов оставался открытым.

Открытие, по словам его авторов, приближает коричневые недозвезды к полноценным светилам. Коричневые карлики излучают тусклый свет не за счёт термоядерных реакций, а за счёт тепла, выделившегося при формировании газового шара. Энергии гравитационного сжатия коричневого карлика не хватает на запуск термоядерной реакции, поэтому формально их нельзя считать звёздами. Температура поверхности таких объектов обычно равна нескольким сотням градусов Цельсия против двух тысяч у самых тусклых красных карликов, а в 2011 году удалось найти коричневый карлик и вовсе комнатной температуры.