Главная » 2013 » Июнь » 4 » У "Хаббла" есть шанс засечь планеты у Проксимы Центавра
У "Хаббла" есть шанс засечь планеты у Проксимы Центавра
Астрономы в ближайшие три года рассчитывают "поймать" с помощью телескопа "Хаббл" планеты у ближайшей к Земле звезды — Проксимы Центавра, используя редкое астрономическое событие — прохождение Проксимы на фоне двух слабых звёзд.
Проксима Центавра, кадр телескопа Хаббл
Проксима Центавра, кадр телескопа Хаббл. NASA. ESA, K. Sahu and J. Anderson (STScI), H. Bond (STScI and Pennsylvania State University), M. Dominik (University of St. Andrews)

Звезда Проксима ("ближайшая") Центавра находится на расстоянии около 4,22 светового года от Земли и входит в тройную звёздную систему альфа Центавра. У одной из звёзд этой системы, альфа Центавра B в октябре 2012 года была обнаружена планета земной массы. Однако у Проксимы — тусклого красного карлика массой 0,12 массы Солнца — планет пока не обнаружено. Данные наблюдений позволили исключить присутствие рядом со звездой планет-гигантов.

Группа Кайлаша Саху (Kailash Sahu) из Института космического телескопа (США) предлагает искать планеты Проксимы методом гравитационного микролинзирования. Гравитация звезды искривляет лучи света, проходящие рядом с ней. Из-за этого звёзды, расположенные за её "спиной" кажутся земному наблюдателю слегка сдвинутыми со своего "штатного" места.

Проксима Центавра, как выяснили Саху и его коллеги, в октябре 2014 года пройдет совсем рядом со звездой 20 величины, а в феврале 2016 года — "на фоне" звезды со звёздной величиной 19,5. Из-за гравитационного отклонения их света в поле тяготения Проксимы эти звёзды сдвинутся с места на 0,5 миллиарксекунды (миллиарксекунда — угловой размер монеты, видимой с расстояния 8 тысяч километров) и 1,5 миллиарксекунды соответственно. Если у Проксимы есть планеты, астрономы увидят дополнительную небольшую подвижку и смогут определить массу "компаньона".

Космический телескоп "Хаббл" сможет измерить сдвиг с точностью 0,2 миллиарксекунды, похожими возможностями обладает европейский телескоп VLT, а также будущий космический астрометрический аппарат "Гайя".

По материалам НАСА.