Главная » 2013 » Сентябрь » 8 » Туманности-"бабочки" в центре Галактики "летят" в одну сторону
Туманности-"бабочки" в центре Галактики "летят" в одну сторону
Более 100 планетарных туманностей-"бабочек" в центральной зоне нашей Галактики оказались ориентированы в одном направлении, несмотря на то, что они никак не связаны между собой, выяснили астрономы, работавшие с телескопом NTT Европейской южной обсерватории и космическим телескопом "Хаббл".

Планетарные туманности возникают на конечной стадии жизни звёзд, похожих на Солнце. После стадии красного гиганта звезда сбрасывает внешнюю газовую оболочку, которая расходится вокруг неё, образуя округлую туманность. Одна из разновидностей таких объектов — биполярные планетарные туманности — напоминают очертаниями песочные часы, восьмёрку или бабочку.
NGC 6302
NGC 6302 (другие обозначения — PK 349+1.1, ESO 392-PN5, также туманность Жук, туманность Бабочка) — биполярная планетарная туманность в созвездии Скорпион. Центральная звезда туманности была обнаружена телескопом Хаббл в 2009 году.

Астрономы из Манчестерского университета исследовали 130 планетарных туманностей в центральном балдже Млечного пути, разделили их на три типа, и изучили характеристики и форму.

"Туманности, относящиеся к двум из трех выделенных нами типов, как и ожидалось, ориентированы на небе полностью случайным образом. Но мы обнаружили, что туманности третьего типа — биполярные — имеют явную склонность к определённой ориентации. Любая выделенная ориентация космических объектов является неожиданностью, и в особенности необъяснимой она кажется в густонаселённой центральной области нашей Галактики", — говорит соавтор работы Альберт Жильстра (Albert Zijlstra).

Большая ось туманностей-"мотыльков" оказалась ориентирована вдоль плоскости Галактики. "Специфическая ориентация, которую мы наблюдаем у биполярных туманностей, свидетельствует о какой-то очень необычной особенности этих звёздных систем в центральном балдже… Чтобы обеспечить такую ориентацию, звёздные системы, породившие данные туманности, должны были вращаться в плоскости, перпендикулярной к межзвёздным облакам, из которых эти системы образовались, что очень странно", — добавляет второй автор статьи Брайан Рис (Bryan Rees).

Учёные полагают, что ориентация туманностей может быть обусловлена наличием в балдже магнитных полей, которые в прошлом могли быть значительно мощнее, чем сейчас.

Категория: Далёкие рубежи | Просмотров: 821 | Добавил: astrolabia | Теги: хаббл, туманность-бабочка | Рейтинг: 0.0/0