Главная » 2014 » Март » 8 » Телескоп "Хаббл" заснял странный распад астероида (видео)
Телескоп "Хаббл" заснял странный распад астероида (видео)
В журнале Astrophysical Journal Letters вскоре появится научная статья с описанием крайне необычного события: астрономы впервые стали свидетелями необычного распада астероида, который внезапно раскололся на 10 мелких кусков.

Довольно стандартным явлением считается распад ядер комет, которые приближаются к Солнцу на критическое расстояние, но гибель астероида при таких обстоятельствах учёные наблюдают впервые.

"Наблюдение за разваливающейся космической глыбой было удивительным", — признаётся ведущий автор исследования Дэвид Джуитт (David Jewitt), профессор Калифорнийского университета.

Небесное тело носило кодовое название P/2013 R3. Впервые астрономы заметили его в виде тусклой точки на небосклоне 15 сентября 2013 года. Наблюдения проводились при помощи телескопов Catalina и Pan-STARRS. Позднее, 1 октября 2013-го, телескоп W.M. Keck зафиксировал наличие трёх сопутствующих астероиду небесных тел, окружённых пыльным шаром, общий диаметр которого был почти равен земному. В тот момент Джуитт и его коллеги поняли, что к наблюдениям необходимо подключать космическую обсерваторию Hubble.

Снимок "Хаббла" от 29 октября 2013 года (фото NASA, ESA, D. Jewitt, UCLA).

Благодаря высокому разрешению аппаратуры космического телескопа, астрономы получили качественные снимки. На них было видно, что по небу летит не три объекта, а все десять, у каждого из которых было по пылевому хвосту, словно у кометы. Четыре крупнейших фрагмента бывшего астероида обладали радиусом в 200 метров, что почти вдвое превышает длину футбольного поля.

Снимки продемонстрировали, что осколки удаляются друг от друга с очень медленной скоростью — около двух километров в час. Распад начался в конце 2013 года, но и спустя полгода новые осколки продолжают появляться на фотографиях.

Это означает, что распад вызван не столкновением с другим небесным телом, поскольку в таком случае осколки разлетелись бы почти мгновенно. Джуитт полагает, что астероид, возможно, просто "расклеился" из-за нагревания и испарения внутренних льдов.

Также существует версия, что распад является следствием ЯОРП-эффекта: под воздействием солнечного света скорость вращения астероида постепенно увеличивается и его составные части распадаются под действием центробежной силы. Как сообщается в пресс-релизе на официальном сайте обсерватории "Хаббл", этот вариант более правдоподобен, поскольку астероид находился на расстоянии более 500 миллионов километров от Солнца и не мог внезапно расплавиться.
Мелкие куски астероида P/2013 R3
Мелкие куски астероида P/2013 R3, снятые "Хабблом" 14 января 2014 года (фото NASA, ESA, D. Jewitt, UCLA).

Как показывает пример прошлого, когда Джуитт и его коллеги обнаружили астероид с шестью хвостами, в космосе действительно могут странствовать небольшие и хрупкие небесные тела, распадающиеся из-за сильного собственного вращения.

Учёные полагают, что 200 тысяч тонн камней, оставленные метеоритом P/2013 R3 после распада, станут богатым источником метеоритов. Большинство из них, к счастью, попадут на Солнце, тогда как часть может приблизиться к Земле и сгореть в её атмосфере.

Категория: Солнечная Система | Просмотров: 918 | Добавил: astrolabia | Теги: хаббл, астероид, телескоп | Рейтинг: 0.0/0