Главная » 2013 » Июль » 31 » Телескоп "Чандра" впервые увидел экзопланету в рентгене
Телескоп "Чандра" впервые увидел экзопланету в рентгене
Впервые с момента открытия первых внесолнечных планет учёные смогли "увидеть" такую планету путем наблюдений в рентгеновском диапазоне — с помощью американского космического телескопа "Чандра" и европейского XMM Newton, сообщает НАСА.

Большинство известных экзопланет (число которых на данный момент превышает 900) открыто с помощью так называемого транзитного метода — путем фиксации малых колебаний яркости звёзд при прохождении планеты на фоне диска светила. До сих пор наблюдения велись только в оптическом диапазоне, но теперь учёным удалось увидеть "рентгеновский транзит".
HD 189733b
Планета HD 189733b проходит перед диском своей звезды. Художественное изображение. NASA/CXC/SAO/K. Poppenhaeger et al.

"Тысячи планет-кандидатов были обнаружены благодаря транзитам в видимом свете. То, что мы, наконец, смогли увидеть одну в рентгене, важно, поскольку даёт новую информацию о свойствах экзопланеты", — отметила Катя Поппенхегер (Katja Poppenhaeger) из Гарвард-Смитсонианского центра астрофизики, ведущий автор исследования, принятого к печати в Astrophysical Journal.

Учёные следили за прохождением перед диском своего солнца "горячего юпитера" HD 189733b. Это открытый в 2005 году газовый гигант, который в 1,14 раза больше Юпитера и почти во столько же раз тяжелее его. Он обращается вокруг звезды HD 189733 А, чьи размер и масса составляют примерно 80% от солнечных. HD 189733b расположена примерно в 30 раз ближе к своей звезде, чем Земля к Солнцу.

При этом падение яркости звезды в рентгене оказалось сильнее, чем в видимом диапазоне. Если в оптике яркость падала на 2,4%, то "Чандра" и XMM Newton зафиксировали снижение рентгеновской яркости на 6%-8%. "Мы интерпретируем это как результат воздействия внешней атмосферы планеты, которая прозрачна для видимого излучения, но достаточно плотна, чтобы задерживать рентгеновские лучи", — говорится в статье.

Категория: Далёкие рубежи | Просмотров: 556 | Добавил: astrolabia | Теги: экзопланета, рентген, НАСА, Чандра | Рейтинг: 0.0/0