Главная » 2013 » Ноябрь » 2 » Сверхновые "засеяли" космос тяжёлыми элементами в ранней Вселенной
Сверхновые "засеяли" космос тяжёлыми элементами в ранней Вселенной
Распределение железа в галактическом скоплении Персея говорит о том, что галактики образовались в области, уже "засеянной" химическими элементами из-за активности сверхновых звёзд и чёрных дыр в ранней Вселенной, говорится в статье, опубликованной в журнале Nature.

Распределение железа в галактическом скоплении Персея оказалось одинаковым во всех направлениях. Синим цветом показано наименьшее количество элемента. NASA/ISAS/DSS/O. Urban et al., MNRAS

Ноберт Вернер (Norbert Werner) из Института астрофизики частиц и космологии имени Кавли в Стэнфорде (США) и его коллеги при помощи японского космического рентгеновского телескопа Suzaku исследовали распределение железа в галактическом скоплении Персея, находящемся на расстоянии 250 миллионов световых лет от нас. Они обнаружили, что концентрация железа меняется одинаково во всех направлениях от центра скопления, а его общая масса в 50 раз больше массы Солнца.

"Это говорит, что железо — и, обобщая, другие тяжёлые элементы — уже были широко распространены во Вселенной, когда скопление начало образовываться. Мы пришли к выводу, что любое объяснение этого отводит главную роль взрывам сверхновых и активности чёрных дыр", — пояснил Вернер.

Наиболее активным "производителем" железа в космосе являются сверхновые типа Ia. Учёные рассчитали, что для "засеивания" пространства, в котором возникло скопление Персея, химическими элементами потребовалось как минимум 40 миллиардов сверхновых. Они предполагают, что это произошло около 10-12 миллиардов лет назад, когда звёзды во Вселенной образовывались особенно активно.

В то время часто взрывались сверхновые, а также были очень активны супермассивные чёрные дыры в центрах галактик, которые при поглощении вещества часть его выбрасывают в виде джетов. Из-за всей этой активности химические элементы, производимые сверхновыми, оказались выброшены далеко за пределы своих родных галактик и перемешались с межгалактическим газом. Затем в районах с наибольшей плотностью вещества образовались галактические скопления.

Если теория верна, то во многих галактических скоплениях концентрация и распределение железа будут схожими, предполагают учёные.