Главная » 2013 » Сентябрь » 6 » Суперкамера DEC начала поиски тёмной энергии
Суперкамера DEC начала поиски тёмной энергии
Сверхмощная цифровая камера DEC, установленная в обсерватории в Чили, начала пятилетнюю программу наблюдений, в результате которой учёные рассчитывают получить точные данные о следах воздействия таинственной тёмной энергии на наблюдаемую Вселенную, говорится в сообщении Лаборатории имени Ферми.
Телескоп с камерой DEC (Dark Energy Camera)
Телескоп с камерой DEC (Dark Energy Camera). Фото: Reidar Hahn/Fermilab.

Следы тёмной энергии были обнаружены в конце 1990-х годов, когда учёные обнаружили, что Вселенная расширяется с ускорением, в то время, как общая теория относительности Эйнштейна требовала, чтобы это расширение замедлялось под действием гравитации. Чтобы объяснить это явление, учёные предположили, что 75% Вселенной состоит из тёмной энергии, которая "работает" как антигравитация. Напрямую тёмную энергию обнаружить нельзя, однако учёные пытаются "поймать" её по косвенным признакам.

Проект Dark Energy Survey, в котором помимо Лаборатории Ферми участвуют Национальная оптическая астрономическая обсерватория, ряд институтов и университетов Бразилии, Великобритании, Испании, Германии, предполагает многолетние наблюдения за галактиками и сверхновыми звёздами для поиска таких косвенных признаков.

Для этого учёные создали специальную камеру DEC (Dark Energy Camera) с разрешением матрицы в 570 мегапикселей, установленную на 4-метровом телескопе в чилийской обсерватории Серро-Тололо. Эта камера способна "поймать" в один кадр около 100 тысяч галактик на расстоянии до 8 миллиардов световых лет. Первый раз камера была включена ещё в сентябре 2012 года, теперь, после года калибровки и отладки, она начала пятилетнюю программу наблюдений, в ходе которых камера заснимет восьмую часть небосвода с беспрецедентной точностью.

С помощью этой установки учёные смогут измерять "плотность" скоплений галактик на разных расстояниях, чтобы измерить "силу", с которой тёмная энергия "расталкивает" их. Кроме того, астрономы смогут изучать сверхновые типа Ia, данные о которых позволяют с высокой точностью измерять расстояния, а значит скорость расширения Вселенной. Учёные рассчитывают открыть до 4 тысяч таких сверхновых. Гравитационное линзирование света от далёких галактик также поможет увидеть следы тёмной энергии.