Главная » 2014 » Август » 11 » Столкновение звёзд объясняет «одинокие» сверхновые вдали от галактик
Столкновение звёзд объясняет «одинокие» сверхновые вдали от галактик
Американские астрономы предложили теорию, объясняющую тайну взрывов «одиноких» сверхновых в межгалактическом пространстве: к этому приводит слияние «выброшенной» из галактики системы из нейтронной звезды и белого карлика, говорится в статье, опубликованной в журнале Monthly Notices of the Royal Astronomical Society.

Художественное изображение системы из белого карлика и нейтронной звезды вдали от галактики. Mark A. Garlick / space-art.co.uk / University of Warwick.

Учёные из британского Уорикского университета сосредоточились на изучении так называемых «богатых кальцием сверхновых», которые, согласно предыдущим исследованиям, могут являться самыми крупными «поставщиками» кальция во Вселенной. Увеличение яркости при их взрыве, как и продолжительность вспышки, заметно уступают обычным сверхновым, что затрудняет обнаружение подобных космических событий.

Зачастую взрывы богатых кальцием звёзд, которые удавалось зафиксировать, происходят в десятках тысяч парсек от их родных галактик – то есть, фактически, в пустом межгалактическом пространстве, где блуждают лишь объекты, покинувшие галактику из-за приобретения чрезвычайно большой скорости. Поскольку объяснить это довольно трудно, предлагались самые различные версии: например, что подобные взрывы происходят в незаметных для современных телескопов галактиках-карликах, отчего кажется, будто сверхновые взрываются в одиночестве.

Изучив снимки подобных сверхновых, сделанные двумя телескопами – огромным телескопом в Чили (VLT) и космическим телескопом Hubble – учёные обнаружили, что взрывы богатых кальцием звёзд действительно происходят в межгалактическом пространстве, а не в далеких галактиках-карликах.

Также учёные исключили, что выброс кальция происходит при взрыве массивной звезды – следов того, что взорвалась массивная звезда, на местах ни одной из «одиноких» кальциевых сверхновых обнаружено не было. Это говорит о том, что в подобных взрывах должна быть задействована система из двух звёзд – так как звезда низкой массы не способна превратиться в сверхновую самостоятельно.

Изучив варианты, которые могли бы привести к взрыву системы из двух не очень массивных звёзд, учёные пришли к выводу, что к взрывам богатых кальцием звёзд приводит слияние нейтронной звезды и белого карлика.

Учёные предложили свою версию того, как подобные двойные системы оказываются способны покинуть галактику и удалиться от неё на десятки тысяч парсек, прежде чем взорваться.

"В нашем исследовании мы пришли к предположению, что эти системы были выброшены из галактики. Неплохим кандидатом на этот сценарий является система из белого карлика и нейтронной звезды. Нейтронная звезда образуется после взрыва сверхновой. Сам механизм взрыва способен разогнать остатки звезды (как и гравитационно привязанного к ней компаньона – в данном случае белого карлика) до очень высоких скоростей (сотни километров в секунду). Эта высокоскоростная система затем преодолевает гравитационное притяжение галактики и покидает её, а потом, если обе звезды переживают этот процесс, они сливаются, что и приводит к наблюдаемому взрыву", - рассказал Джозеф Лайман, Уорикский университет.

Категория: Далёкие рубежи | Просмотров: 519 | Добавил: astrolabia | Теги: сверхновые | Рейтинг: 0.0/0