Главная » 2013 » Январь » 10 » Составлена первая "карта погоды" коричневого карлика
Составлена первая "карта погоды" коричневого карлика
Американские астрономы, используя данные телескопов "Спитцер" и "Хаббл", впервые составили подробную "карту погоды" одного из коричневых карликов — "несостоявшихся" звёзд, сообщает НАСА.

Коричневыми карликами, первые из которых были найдены в 1995 году, астрономы называют переходные объекты между звёздами и планетами. Масса таких несостоявшихся звёзд — менее 7% массы Солнца — слишком мала для возникновения термоядерной реакции в их недрах. Поэтому коричневые карлики постепенно угасают и охлаждаются.

Объектом исследования астрономов из нескольких научных центров США стал коричневый карлик 2MASS J22282889-431026. Его температура составляет 600-700 градусов Цельсия.

Благодаря одновременному использованию "Спитцера" и "Хаббла" учёные смогли впервые одновременно изучить состояние атмосферы коричневого карлика в разных её слоях.
Рисунок атмосферных слоёв на коричневом карлике 2MASSJ22282889-431026
К удивлению астрономов выяснилось, что яркость карлика время от времени менялась, причем периодичность этих изменений зависела от того, на каких длинах волн в инфракрасном диапазоне телескопы "рассматривали" карлик. По мнению авторов работы, это связано с циркуляцией тех или иных веществ на разных высотах в атмосфере "несостоявшейся" звезды.

"В отличие от водных облаков Земли или облаков аммиака на Юпитере, облака на коричневом карлике состоят из горячих зёрен песка, жидких капель железа и других экзотических компонентов", — пояснил соавтор работы Марк Марли (Mark Marley) из Научно-исследовательского центра Эймса НАСА, слова которого приведены в сообщении.

Полученные данные доказывают существование массивных облачных систем сродни гигантским "версиям" Большого Красного Пятна на Юпитере, отметил ещё один участник работы Адам Шоумен (Adam Showman). По его словам, можно предположить существование в глубинах атмосферы 2MASS J22282889-431026 слоёв облаков, насыщенных парами кремниевой кислоты.

По мнению авторов исследования, результаты которого опубликованы в журнале Astrophysical Journal Letters, их методика поможет изучать атмосферные явления на отдельных экзопланетах.