Главная » 2013 » Ноябрь » 29 » Слишком лёгкая и яркая чёрная дыра "не вписалась" в теории астрономов
Слишком лёгкая и яркая чёрная дыра "не вписалась" в теории астрономов
Ультраяркий рентгеновский источник в галактике Вертушка даёт слишком яркие вспышки и обладает слишком маленькой массой, чтобы соответствовать существующим теориям, обнаружили учёные, опубликовавшие свои результаты в журнале Nature.
Чёрная дыра в галактике Вертушка
Чёрная дыра в галактике Вертушка. Фото: Jingchuan Yu

Ультраяркими источниками рентгеновского излучения в космосе служат чёрные дыры, которые при поглощении материи часть её выбрасывают в пространство. Цзи-Фэн Лю (Ji-Feng Liu) из Государственной астрономической обсерватории Китая в Пекине и его коллеги исследовали чёрную дыру в галактике Вертушка по данным телескопов "Чандра" и "Хаббл" и обсерватории "Джемини".

По яркости и спектру излучения она должна относиться к классу чёрных дыр средней массы, которые в 100-1000 раз больше Солнца. Чёрные дыры этого класса находятся между супермассивными чёрными дырами в центрах галактик и чёрными дырами, возникающими при коллапсе единичных звёзд. Однако, по расчётам Лю и его коллег, масса чёрной дыры оказалась всего в 20-30 раз больше солнечной.

Теорию спасает то, что в ультраяркий режим чёрная дыра переходит не всегда, большую часть времени она светит в 100 раз слабее и лишь иногда даёт вспышки. Но это не единственная загвоздка с её малой массой. Существующие модели процесса поглощения вещества чёрной дырой предсказывают, что температура аккреционного диска, который при этом образуется, должна быть тем меньше, чем больше масса чёрной дыры.

Температура диска чёрной дыры в галактике Вертушка оказалась даже ниже, чем у двойных чёрных дыр в центрах галактик. Поскольку масса других ультраярких рентгеновских источников тоже рассчитывается на основании температуры диска и яркости, данные Лю и его коллег могут заставить астрономов переоценить их массу и понизить их класс.

Учёные также определили характеристики звезды, поток частиц от которой подпитывает чёрную дыру. Она относится к классу звезд Вольфа-Райе — гелиевых звезд с очень высокой температурой и светимостью и недолгой жизнью.

Категория: Далёкие рубежи | Просмотров: 514 | Добавил: astrolabia | Теги: Вертушка | Рейтинг: 0.0/0