Главная » 2015 » Апрель » 5 » Секрет отшельничества престарелых "мигающих" звёзд раскрыт
Секрет отшельничества престарелых "мигающих" звёзд раскрыт
Относительно редкие и важные для астрометрии переменные звёзды из класса RR Лиры всегда казались астрономам одинокими по той причине, что их компаньоны вращаются вокруг этих "маяков Вселенной" на очень большом расстоянии, совершая один виток за несколько лет, говорится в статье, опубликованной в журнале Monthly Notices of the Royal Astronomical Society.

Карта Млечного Пути, красными точками отмечено расположение двойных мигающих звёзд (фото: D. Minniti).

"Примерно половина светил в окрестностях Солнца является двойными звёздами. Проблема со светилами типа RR Лиры заключалась в том, что лишь одна из них обладала компаньоном. Учитывая то, что мы знаем о существовании свыше 100 тысяч звёзд этого класса, данный факт был большой загадкой для астрономов", — заявил Гергей Хайду (Gergely Hajdu) из Католического университета Чили в Сантьяго.

Хайду и его коллеги увеличили число известных нам двойных звёзд этого класса в 20 раз, проследив за вариациями в свечении и пульсациях у примерно двух тысяч переменных RR Лиры по архивным данным и при помощи ряда наземных телескопов.

Светила этого класса, как объясняют учёные, представляют собой средние по размерам и достаточно пожилые звёзды-гиганты, живущие на окраинах галактик, чья яркость меняется с периодом в несколько часов или одного-двух дней. Скорость "мигания" звезд RR Лиры зависит от их яркости и количества вырабатываемого ими излучения, что позволяет использовать эти переменные звёзды для сверхточного вычисления расстояний до них.

"Если такое светило вращается вокруг другой звезды или общего центра масс, то изменения в её яркости, которые мы воспринимаем на Земле, могут меняться в зависимости от того, где оно находится. К примеру, свет до нас будет идти дольше, когда звезда расположена в дальней точке орбиты, и наоборот", — объясняет учёный.

Руководствуясь этой идеей, Хайду и его коллеги проанализировали небольшие изменения в яркости хорошо изученных переменных звёзд этого типа, и нашли два десятка светил, чье "мигание" содержало в себе намёки на присутствие невидимого компаньона. Все они были расположены на очень большом расстоянии от престарелого гиганта и совершали один оборот вокруг него или вокруг общего центра масс за несколько лет.

Этот факт, как считают авторы статьи, объясняет то, почему их коллегам не удавалось найти двойных звёзд среди светил класса RR Лиры. По мнению Хайду и его коллег, их открытие позволит астрономам точнее измерить их свойства и узнать те детали из жизни "мигающих" звёзд, которые до этого не были доступны.