Главная » 2016 » Январь » 17 » Рождение квазара в самой яркой галактике Вселенной лишило её "топлива"
Рождение квазара в самой яркой галактике Вселенной лишило её "топлива"
Появление сверхмассивной чёрной дыры в галактике W2246-0526, ярчайшего "звёздного мегаполиса" Вселенной в первые эпохи после Большого взрыва, полностью лишило её всех запасов нейтрального водорода, в результате чего процессы формирования звёзд в ней остановились, сообщает Европейская южная обсерватория.

Так художник представил себе самую яркую галактику Вселенной, окружённую пылью

"Мы подозревали, что эта галактика находилась на пороге какой-то трансформации, так как она выделяет астрономическое количество энергии в инфракрасном диапазоне, что мы обнаружили при помощи телескопа WISE. Теперь ALMA помогла нам открыть гигантский "котёл" в центре W2246-0526, содержимое которого начало в прямом смысле выкипать", — заявил Питер Эйзенхардт (Peter Eisenhardt) из Лаборатории реактивного движения НАСА в Пасадене (США).

Галактика W2246-0526 или WISE J224607.57-052635.0, удалённая от нас на 12,4 миллиарда световых лет, была открыта в мае 2015 года при помощи инфракрасного телескопа WISE. Она относится к классу так называемых галактик-"хот-догов" по той причине, что их окружает толстая "шуба" из пыли, делающая такие объекты невидимыми для большинства телескопов.

По текущим оценкам астрофизиков, её яркость превышает светимость Солнца примерно в 300 триллионов раз, а совокупная масса всех звёзд – примерно в три миллиарда раз. Это делает W2246-0526 самой яркой и крупной галактикой своей эпохи, чьи размеры объяснить крайне сложно при помощи современных теорий формирования галактик.

В последующие месяцы после её открытия учёные продолжили изучение W2246-0526, используя мощности мощнейшего миллиметрового радиотелескопа мира – обсерватории ALMA, способной проникнуть сквозь толстую оболочку этого космического "хот-дога".

Как оказалось, почти всё излучение галактики в инфракрасном диапазоне порождалось небольшим объектом в её центре – диском аккреции новорожденного квазара, активной сверхмассивной чёрной дыры, который разогревается и светится в результате трения частичек материи в нём друг о друга. Его яркость, по расчетам учёных, примерно в 100 раз выше, чем у всей остальной галактики.

Свет, вырабатываемый диском аккреции, не попадает к нам напрямую – он поглощается частичками пыли, окружающими центр W2246-0526 и повторно излучается ими в виде волн инфракрасного излучения.

Это излучение несёт с собой катастрофические последствия для галактики – ИК-волны разогревают и разгоняют облака из холодного газа в центре и на окраинах W2246-0526, в которых рождаются новые звёзды. По расчетам астрофизиков, силы этого излучения должно хватить для того, чтобы разогреть и "катапультировать" весь холодный газ из галактики, заставив двигаться со скоростью в 500-600 километров в секунду.

Если активность квазара не упадёт в ближайшее время, то галактику W2246-0526 ожидает мрачное будущее – её запасы газа иссякнут и она быстро потускнеет, так как её звёздное население больше не будет восполняться. В таком случае квазар в её центре будет лишен источников пищи, что умерит его аппетиты и яркость, заключают астрофизики.

Категория: Далёкие рубежи | Просмотров: 447 | Добавил: astrolabia | Теги: Alma, пыль, квазар, водород, чёрная дыра, ИК-волны, W2246-0526 | Рейтинг: 0.0/0