Главная » 2014 » Декабрь » 17 » Российские учёные составили карту водяного пара на Марсе
Российские учёные составили карту водяного пара на Марсе
Российские учёные из Института космических исследований РАН и Московского физико-технического института (МФТИ) совместно с французскими и американскими коллегами составили «карту» распределения водяного пара в атмосфере Марса и проследили за сезонными колебаниями его концентрации с помощью данных, собранных за десять лет российско-французским спектрометром SPICAM на борту зонда «Марс-Экспресс». Об этом сообщает пресс-служба ИКИ РАН. Первоначально прибор создавался для российского марсианского зонда «Марс-96», который был потерян из-за аварии ракеты-носителя.

Новая, существенно переработанная версия инструмента была создана при участии ИКИ в рамках соглашения между Федеральным космическим агентством и Национальным центром космических исследований Франции (CNES) по проекту марсианского зонда Mars Express. Этот аппарат 2 июня 2003 года был запущен с космодрома Байконур с помощью российской ракеты-носителя «Союз».

Сотрудники ИКИ и МФТИ при участии коллег из французской лаборатории LATMOS и Центра NASA имени Годдарда проанализировали весь массив наблюдений водяного пара в атмосфере Марса, выполненный инфракрасным спектрометром за период пять марсианских лет, примерно по тому же принципу как работает GPS.

Условия на Марсе — низкие температуры и низкое атмосферное давление — не позволяют воде существовать в жидком виде, в открытых водоёмах, как на Земле. Учёные выяснили, что если весь объём воды в атмосфере распределить по поверхности планеты, то толщина водяного слоя не превысит 10–20 микрон, тогда как на Земле это значение в тысячи раз больше.

Данные эксперимента SPICAM позволили уточнить картину годового цикла колебаний концентрации водяного пара в атмосфере, который наблюдается в ходе марсианских миссий с конца 1970-х годов, а также проследить его изменчивость.

Категория: Солнечная Система | Просмотров: 787 | Добавил: astrolabia | Теги: Марс | Рейтинг: 0.0/0