Главная » 2014 » Май » 19 » Решена загадка магнетаров
Решена загадка магнетаров
Магнетары

Магнетары представляют из себя чрезвычайно плотные и высоконамагниченные нейтронные звёзды, которые могут появляться в результате образований сверхновой звезды. Они необычно редки и до недавнего времени учёные с трудом представляли то, как и где такие звёзды образуются. Однако благодаря данным, собранным Очень большим телескопом (VLT), который располагается в Паранальской обсерватории (Чили) и принадлежит Европейской южной обсерватории, астрономы, по их мнению, теперь вправе считать, что они смогли решить одну из величайших космических загадок.

Как уже было сказано выше, магнетары — это редкий тип нейтронных звёзд, обладающих невероятно сильным, самым сильным из известных во Вселенной, магнитным полем. Особенностью таких звёзд является не только наличие сильного магнитного поля. Как и все нейтронные звёзды, магнетары весьма малы в размерах и обладают невероятной плотностью. Всего одна чайная ложка, наполненная материей нейтронной звезды будет обладать массой около одного миллиарда тонн. Такой тип звёзд образуется, когда массивные звёзды начинают коллапсировать под мощью собственной гравитации.

В Галактике Млечный Путь имеется более двух десятков магнетаров, однако объект, который был изучен Очень большим телескопом, расположен в звёздном скоплении Вестерлунд-1, на юге созвездия Жертвенника, находящегося примерно в 16 тысячах световых лет от нас. Звезда, из которой образовался магнетар, была примерно в 40 раз больше, чем наше Солнце. Звёзды подобного размера, по мнению учёных, при коллапсе создают чёрную дыру.

Однако факт того, что звезда, ранее известная как CXOU J1664710.2-455216, стала в результате своего коллапса магнетаром, не давал покоя астрономам на протяжении многих лет. Тем не менее учёные имели предположение о том, почему возникло это весьма необычное явление. В 2010 году астрономы предположили, что магнетар появился в результате взаимодействия между двумя массивными звездами, оборачивающимися вокруг друг друга. Эти звезды находились настолько близко друг к другу, что легко бы поместились в пространстве между орбитами Земли и Солнца.

Однако до недавнего времени астрономам не удавалось обнаружить доказательства наличия второй звезды в предполагаемой модели бинарной системы. Но подключив к делу Очень большой телескоп, учёные смогли лучше изучить звёздные скопления и поискать объекты, двигающиеся с высокой скоростью, также известные как «убегающие» или «беглые» звёзды. По теории считается, что подобные объекты были выброшены со своих орбит огромной ударной волной от взрыва сверхновых звёзд, образующих магнетары. И что интересно, одну из таких звёзд действительно нашли. Учёные дали ей название Вестерлунд 1-5.

Звёздное скопление Вестерлунд. Фотография сделана широкоугольной камерой 2,2-метрового телескопа MPG/ESO, расположенного в обсерватории Ла-Силья.

Бен Ритчи, автор опубликованного исследования, комментирует важность обнаружения «убегающей» звезды следующим: «Мало того, что звезда обладает колоссальной скоростью движения, которая вполне могла быть вызвана взрывом сверхновой, интерес здесь представляет также комбинация её низкой массы, высокой светимости и её состав, богатый углеродом. И всё это совмещено в одной звезде, хотя фактически такое маловозможно. Все эти признаки могут нам говорить о том, что звезда действительно могла образоваться внутри бинарной системы».

Используя собранные данные наблюдения за Вестерлундом 1-5, группа учёных смогла реконструировать возможную модель формирования магнетара, предположив при этом то, что запас топлива у более крупной звезды в двоичной системе сократился раньше, чем у более мелкой звезды, и в результате этого мелкая звезда начала притягивать внешние слои крупной звезды на себя. Это событие заставило более мелкую звезду раскрутиться до невероятной скорости. Учёные считают, что именно этот фактор является ключевым ингредиентом в образовании сильного магнитного поля магнетара.

Через какое-то время маленькая звезда стала больше своего бинарного компаньона и запустился обратный процесс отдачи внешних слоев, обратно к более крупой звезде. Франциско Нахарро, один из членов исследовательской команды, описывает этот процесс как «напоминающий детскую игру «передай посылку», только в космических масштабах». Для тех, кто не знает, правила игры «передай посылку» таковы: какой-нибудь приз заворачивается в несколько слоев бумаги, и дети, передавая посылку по кругу, раскрывают её слой за слоем. При этом между каждыми слоями находится тоже всякая всячина.

Изначально самая большая из двух звёзд становится меньше и отбрасывается из бинарной системы. В это же время её быстрооборачивающийся вокруг себя компаньон становится сверхновой. В данном случае «убегающая» звезда Вестерлунд 1-5, по мнению учёных, является второй звездой в бинарной паре, так как несет с собой все признаки данного процесса.

В общем и целом, учёные, на основе собранных данных о магнетаре в звёздном скоплении Вестлунде-1, пришли к выводу, что очень быстрое вращение и передача массы между бинарными звёздами является ключом к формированию редких нейтронных звёзд, также известных как магнетары.

Категория: Далёкие рубежи | Просмотров: 387 | Добавил: astrolabia | Теги: магнетары, Вестерлунд | Рейтинг: 0.0/0