Главная » 2016 » Июнь » 24 » Рентген помог застать чёрную дыру-«киллера»
Рентген помог застать чёрную дыру-«киллера»
Разрыв звезды на части чёрной дырой в галактике Swift J1644+57

Разрыв звезды на части чёрной дырой в галактике Swift J1644+57. Художественное изображение

Астрономам впервые удалось «промотать» время назад и проследить за тем, как сверхмассивная чёрная дыра в центре далёкой галактики Swift J1644+57 захватила и разорвала на части звезду, пробудившись после долгой спячки.

«Большая часть случаев, когда чёрная дыра разрывает звёзды на части, не сопровождается мощной вспышкой в рентгеновском диапазоне. Есть всего три исключения из этой закономерности, и наша вспышка — первая, которую мы смогли поймать во время её пика. Нам очень повезло, что эта вспышка раскрыла столько всего нового о том, как чёрные дыры убивают звёзды», — рассказала Эрин Кара (Erin Kara) из университета Мэриленда в Колледж-Парке (США).

По её словам, данная вспышка была впервые обнаружена телескопом Swift в 2011 году во время наблюдений за галактикой Swift J1644+57, расположенной в созвездии Дракона на расстоянии в 3,4 миллиарда световых лет от Земли. До марта чёрная дыра в её центре вела себя спокойно, однако в конце месяца она внезапно пробудилась, порвав на части и поглотив останки достаточно большой звезды.

За этим событием наблюдали крупнейшие рентгеновские и радиотелескопы Земли, однако начало вспышки оставалось относительно слабо изученным. Кара и её коллеги из НАСА и университета Мэриленда смогли исправить этот недочёт, «перемотав» время назад при помощи необычного космического феномена, которое можно назвать рентгеновским аналогом «эха».

Как объясняют учёные, многие объекты в космосе, в том числе облака газа, пыли и даже потоки горячей плазмы, выплевываемые чёрными дырами, часто могут играть роль своеобразного «зеркала», от которого будет отражаться свет, возникший в ходе различных событий, в том числе и таких катастроф, как разрыв звезды на части чёрной дырой.

К примеру, если такое космическое «зеркало» находится далеко за гибнущей звездой, то тогда жители Земли просмотрят «фильм ужасов» о её смерти не один, а два или более раз благодаря отражениям вспышки, которые будут достигать Земли заметно позже «премьеры».

Руководствуясь этой идеей, Кара и её коллеги искали следы подобного рентгеновского «эхо» от гибели звезды в данных, которые собирали орбитальные телескопы Swift, XMM-Newton и «Сузаку» во время наблюдений за галактикой Swift J1644+57 в последующие дни, месяцы и годы после марта 2011 года.

Оказалось, что подобное эхо действительно присутствовало в результатах наблюдений, что позволило авторам статьи изучить самые первые стадии разрушения звезды и формирования внутренней части диска аккреции — толстого «бублика» из материи бывшего светила, который вращается вокруг чёрной дыры и постепенно поедается ей.

К примеру, астрономы выяснили, что рентгеновская вспышка была порождена небольшим сегментом во внутренней части этого «бублика», которая разогрелась для достаточно высоких температур, чтобы атомы металлов в останках звезды начали испускать рентген и гамма-кванты.

Подобное открытие стало полной неожиданностью для астрофизиков, так как они считали, что источником рентгена и гамма-излучения являются джеты — узкие пучки из горячей плазмы, «выплевываемые» чёрной дырой, движущиеся с околосветовыми скоростями. По всей видимости, астрономам придется потратить много времени, чтобы понять, почему это происходит и почему другой класс чёрных дыр, так называемые блазары, вырабатывают рентген именно в джетах.

Категория: Далёкие рубежи | Просмотров: 289 | Добавил: astrolabia | Теги: чёрная дыра, рентген, джеты, блазары | Рейтинг: 0.0/0