Главная » 2015 » Март » 25 » Разгадана загадка рождения необычной новой звезды 1670 года
Разгадана загадка рождения необычной новой звезды 1670 года
Загадочная звезда, вспыхивавшая на стыке созвездий Лисички и Лебедя в 1670 году и угасавшая несколько раз с интервалом в пару лет, оказалась не обычным взорвавшимся белым карликом, а результатом неудачного столкновения и слияния двух звёзд, заявляют астрономы в статье, опубликованной в журнале Nature.

Фотография бывшей новой звезды Nova Vul 1670 в разных диапазонах частот

Фотография бывшей новой звезды Nova Vul 1670 в разных диапазонах частот. Фото: ESO/T. Kamiński.

Светило Nova Vul 1670, которое было одновременно открыто Джиованни Кассини и Яном Гевелием, на протяжении многих столетий считалась первым задокументированным примером так называемых новых звёзд. Они представляют собой тесные пары из двух светил – белого карлика и красного гиганта, доживающего последние миллионы лет жизни.

Благодаря внутренним процессам, гигант сильно раздувается, и его внешние оболочки выходят за пределы его гравитационной "сферы влияния", где их постепенно начинает перетягивать на себя белый карлик. Через некоторое время на его поверхности накапливается достаточное количество водородного "горючего" и украденные запасы материи взрываются, в результате чего яркость звезды вырастает в десятки или сотни тысяч раз.

Александр Краус (Alexander Kraus) из Института радиоастрономии в Бонне (Германия) и его коллеги выяснили, что хрестоматийная новая 1670 года не является тем, чем её считали астрономы ранее, изучая регион, где она находится, при помощи радиотелескопа APEX.

Как отмечают учёные, за минувшие три столетия Nova Vul 1670 так сильно потускнела, что её останки можно увидеть лишь только при помощи радиотелескопов, работающих в миллиметровом диапазоне и способных улавливать излучение даже самых холодных скоплений материи.

Как показали данные с APEX, то место, где предположительно находится новая звезда, было крайне необычным по своему облику и химическому составу. На месте Nova Vul 1670 Краус и его коллеги обнаружили гигантское облако из газа и пыли, в котором содержалось необычно много разных "тяжёлых" элементов.

У этого облака было две проблемы — его масса значительно превышала типичные значения для новых звёзд, и оно содержало в себе те вещества, которые или крайне редко встречаются в останках новых (к примеру, соединения азота), или в принципе там не могут находиться. Кроме того, сама его форма была необычной – она напоминала две наложенных друг на друга фигурки песчаных часов.

Всё это натолкнуло учёных на мысль, что Nova Vul 1670 вспыхнула в ночном небе не благодаря перетягиванию материи с одной звезды на другую, а в результате столкновения и неудачного слияния двух обычных светил, которое закончилось мощной термоядерной вспышкой и разбросало большую часть материи их внешних оболочек. Покалеченные останки звёзд быстро гаснут, в результате чего на их месте остается тусклая и богатая тяжёлыми элементами туманность, такая как Nova Vul 1670, заключают учёные.