Главная » 2013 » Февраль » 28 » Радиоизлучение может быть маркером экзопланет
Радиоизлучение может быть маркером экзопланет
Французские астрономы, работающие на радиотелескопе LOFAR, проверили возможность поиска экзопланет с помощью радиоизлучения. Выводы исследования неоднозначные, но в целом учёные оценивают новую методику как очень перспективную – требуются лишь новые инструменты.
Экзопланета HAT-P-11b глазами художника
В 2009 году во время работы с радиотелескопом GMRT астрономы обнаружили радиоизлучение от далекой транзитной экзопланеты HAT-P-11b размером с Нептун. Низкочастотное 150-МГц излучение очень заинтересовало учёных, поскольку это могло стать новой технологией обнаружения экзопланет. Более того, анализ параметров радиоизлучения мог бы многое рассказать, например, о содержании тяжёлых элементов и массе ядра экзопланеты.

Однако поскольку радиоизлучение планет сильно зависит от их взаимодействия с магнитным полем и короной звезды, обнаружить его не так просто: требуются чувствительные низкочастотные приемники и регулярные наблюдения. Кропотливая работа по анализу результатов наблюдений HAT-P-11b показала, что существует всего пятипроцентная вероятность того, что наблюдаемый всплеск радиоизлучения не был следствием затмения экзопланеты. Другими словами, почти наверняка это событие связано именно с наличием планеты HAT-P-11b.

Астрономы рассчитали точные параметры радиосигнала, но во время повторного наблюдения 17 ноября 2010 года, искомый радиосигнал обнаружить не удалось. Это говорит либо о периодичности явления, либо о неверном толковании радиосигнала. Последующий двухлетний анализ наблюдений в широком частотном спектре также не принёс успеха.

Таким образом, учёные пока не в состоянии сделать окончательный вывод о том, что сигнал на частоте 150 МГц стопроцентно был сигналом, сформированным во время прохождения HAT-P-11b за диском звезды.

Однако спустя 4 года работы астрономы, наконец, подготовили методику исследований по поиску радиоизлучения экзопланет. Прежде всего, в распоряжении астрономов есть каталог космического телескопа Kepler, содержащий тысячи планет-кандидатов. Это идеальная площадка для испытаний новой методики поиска.

Кроме того, будут расширены частоты поиска, а с модернизацией телескопа LOFAR появится возможность вести поиск на более низких частотах с высокой чувствительностью. Если технологию поиска экзопланет по радиоизлучению удастся "довести до ума", то этот самый поиск значительно облегчится. Нынешние методы поиска с помощью оптических сенсоров чрезвычайно дороги, поскольку требуют сверхдорогих зеркал и зачастую вывода телескопов в космос.