Главная » 2015 » Май » 15 » Пожилые галактики гибнут от газового удушья
Пожилые галактики гибнут от газового удушья
Стареющие галактики прекращают рождать новые звёзды и умирают из-за "удушья" —  прекращения притока свежего газа из межгалактической среды, а не из-за уничтожения звёздных "стройматериалов" чёрной дырой в их центре, как считали некоторые ученые, говорится в статье, опубликованной в журнале Nature.

Кольцо из горячего газа, окружающее галактику

Так художник представил себе кольцо из горячего газа, окружающее галактику и удушающее её.

"Это первое неопровержимое доказательство того, что какой-то процесс душит и убивает галактики. Теперь нам осталось выяснить, что вызывает это "удушье". Если говорить образно, то мы сейчас знаем причину смерти, но пока не раскрыли личность убийцы, хотя и у нас есть несколько подозреваемых", — заявил Инцзе Пэн (Yingjie Peng) из Кембриджского университета (Великобритания).

На сегодняшний день существует две основные гипотезы, объясняющие то, почему примерно половина галактик Вселенной является "живыми мертвецами", в пределах которых новые звёзды не формируются уже несколько миллиардов лет.

Первая постулирует, что в этом виноваты сверхмассивные чёрные дыры, перемешивающие и разогревающие газы и выбрасывающие  "стройматериалы" для новых звёзд за пределы галактик. Вторая предполагает, что в галактику попадает всё меньше и меньше холодного газа из межгалактической среды из-за каких-то внутренних процессов, блокирующих его попадание в пределы "звёздного мегаполиса".

Пэн и его коллеги нашли первые свидетельства в пользу справедливости второй теории, остроумно воспользовавшись одной общей особенностью в жизни всех существующих ныне галактик.

Как объясняют учёные, все звёзды в течение своей жизни вырабатывают большое количество астрономических "металлов" – элементов тяжелее гелия, большая часть которых будет выброшена в межзвёздную среду после взрыва сверхновой. С каждым новым поколением звёзд доля "металлов" в их недрах начнет постепенно расти, так как часть тяжёлых элементов, порожденных уже умершими светилами, будет попадать в "звёздные ясли".

Группа Пэна обратила внимание на то, что совокупная масса "металлов" в мёртвых галактиках будет сильно различаться для той и другой гипотезы. Если почти все запасы "звёздных стройматериалов" будут резко уничтожены чёрной дырой, доля металлов будет относительно низкой, так как в них не будет новых поколений звёзд.

В случае с постепенным удушением галактик доля металлов, наоборот, будет относительно высокой, так как новые светила в них будут рождаться до тех пор, пока умирающая галактика не исчерпает всех запасов холодного газа.

Руководствуясь этой идеей, Пэн и его коллеги сравнили доли металлов в 26 тысячах живых и уже умерших галактиках средних размеров, чьи снимки и спектры были получены в рамках Слоановского обзора неба.

"Мы обнаружили, что при примерно равной массе доля металлов в "мёртвой" галактике будет заметно выше, чем в её ещё живом двойнике. Это не соответствует теории внезапного выброса газа за пределы галактик, но хорошо сочетается со сценарием их постепенного удушения", — добавляет Роберто Майолино (Roberto Maiolino), коллега Пэна.

Судя по среднему возрасту звёзд в умерших галактиках, смерть от "удушения" наступает примерно через четыре миллиарда лет после полного прекращения притока свежего газа из межгалактической среды  для крупных звёздных семей, и через два миллиарда – для двойников Млечного Пути.

Пока среди учёных нет общего мнения насчёт того, что может выступать "душителем" галактик. Подобным "убийцей" может выступать высокое давление и температура в крупных скоплениях галактик, приливные силы, "бублик" из горячего газа, окружающий их, и целый ряд других физических факторов. Ответ на этот вопрос, как надеются Пэн и его коллеги, будет найден в ходе дальнейших массовых наблюдений за ночным небом.

Категория: Далёкие рубежи | Просмотров: 409 | Добавил: astrolabia | Теги: галактики, чёрные дыры | Рейтинг: 0.0/0