Главная » 2015 » Июль » 9 » Покер созвездия Большой Медведицы
Покер созвездия Большой Медведицы
Британские астрономы нашли в относительной близости от Земли первую известную нам систему сразу из пяти звёзд, которая выглядит крайне причудливо благодаря тому, что две звёзды в ней расположены так близко, что они почти слились и напоминают по форме гигантский арахисовый стручок.

Схема звёздной системы, в которой обитает сразу пять звёзд

"Жители планет в этой звёздной системе, если они есть, будут наслаждаться пейзажами, которые заткнули бы за пояс сцены "Звёздных Войн" – иногда на их небосводе будут всходить сразу пять светил разной яркости и размеров. Яркость дневного света будет очень резко меняться из-за периодических затмений, а ночь на них будет отсутствовать почти весь год", — рассказывает Маркус Лор (Marcus Lohr) из Открытого университета в Милтон-Кейнсе (Великобритания).

Лор и его коллеги открыли необычную "пятерку" звёзд в созвездии Большой Медведицы относительно случайно – они изучали архивные данные, собранные в рамках проекта SuperWASP, в рамках которого астрономы искали планеты у близлежащих к нам звёзд по колебаниям в их яркости. О результатах этих поисков астрономы рассказали на ежегодной встрече Королевского астрономического общества Британии в Лландудно.

В данных SuperWASP британские астрономы натолкнулись на крайне необычную звезду с почти не произносимым именем 1SWASP J093010.78+533859.5, чьё мигание заставило их подробным образом изучить её при помощи ряда наземных телескопов.

Изначально Лор считал, что он имеет дело с достаточно заурядной "контактной" двойной звездой – парой светил, расположенных так близко друг к другу, что их внешние оболочки касаются друг друга. Благодаря этому такие звёзды похожи на гигантский арахисовый стручок или гантель с тонкой ручкой.

Всё оказалось не так просто – дополнительные наблюдения показали, что звёзды совершали один оборот вокруг друг друга за невозможно короткое время, около шести часов. Параллельно выяснилось, что яркость этих светил периодически колебалась в то время, когда обе половинки "боба" смотрели на Землю и не заслоняли друг друга.

Это заставило астрономов  предположить, что в этой звёздной системе есть и другие обитатели. Непродолжительные поиска показали, что звёздный "боб" находится в космосе не один, а вращается вокруг другой тесной пары звёзд, которая периодически удаляется от него на расстояние, соответствующее дистанции между Солнцем и Плутоном.

Когда учёные начали изучать спектр и физические свойства этой четвёрки, они неожиданно открыли пятый компонент 1SWASP J093010.78+533859.5, расположенный в двух миллиардах километров от второй пары светил и вращающийся вокруг них по странной орбите, не пересекающей ход ни одной другой звезды.

Таким образом, Лору и его коллегам удалось найти первый известный в науке пример системы сразу из пяти звёзд, вращающихся друг вокруг друга. Пока учёные не знают, как возникла эта "покерная" пятерка, однако они считают, что она появилась благодаря гравитационным взаимодействиям между одной из пар и тремя другими звёздами, которые были незадолго до этого "катапультированы" из каких-то близлежащих "звёздных яслей".

Категория: Далёкие рубежи | Просмотров: 387 | Добавил: astrolabia | Теги: покер, Большая Медведица | Рейтинг: 0.0/0