Главная » 2013 » Декабрь » 2 » Почва Марса оказалась гигантской атмосферной помпой
Почва Марса оказалась гигантской атмосферной помпой
Низкое давление в атмосфере Марса и особый механический состав марсианских почв превратили их в гигантскую воздушную помпу и фильтр, заявляют физики в статье, опубликованной в журнале Nature Physics.
Облака и песок в атмосфере Марса
Около 4 миллиардов лет назад Марс был тёплой и влажной планетой, а давление воздуха у его поверхности было сопоставимо с атмосферным давлением на Земле. Со временем он потерял большую часть атмосферы и превратился в холодную и сухую пустыню. Сейчас давление атмосферы на Марсе в 100 раз меньше аналогичного значения для Земли.

Каролина де Бойле из университета Дуйсбурга (Германия) и её коллеги изучали размеры частиц в почве Красной планеты, их форму и химический состав. Авторы статьи обратили своё внимание на то, что типичные размеры пор в почве Марса примерно соответствуют тому расстоянию, которое молекулы газа могут пролететь по прямой линии, не столкнувшись с другими частицами.

Данное соотношение крайне важно для учёных из-за того, что при низком давлении газа такие поры превращаются в своеобразные помпы, "засасывающие" молекулы газов благодаря разнице в температуре у поверхности Марса и в глубинах почвы.

Руководствуясь этой идеей, физики провели эксперимент на Земле, сбрасывая контейнер с "марсианской" почвой с башни и наблюдая за его содержимым при помощи камер, что позволяло им имитировать условия на Красной планете на протяжении 9 секунд. На базе полученных данных они построили модель верхних слоев почвы Марса, пытаясь оценить объём засасываемого воздуха и понять, на какую глубину он проникает и куда исчезает. Оказалось, что воздух Марса будет засасываться его почвой в тёмных участках местности и проникать на глубину в пять-шесть сантиметров.

Большая часть таких молекул будет возвращаться обратно в атмосферу в освещённых и разогретых областях почвы, однако часть из них будет оставаться под Землей. По словам учёных, этот процесс делает Марс уникальной планетой, чья почва является гигантским атмосферным фильтром и помпой.

Категория: Солнечная Система | Просмотров: 572 | Добавил: astrolabia | Теги: АтмосферА, Марс | Рейтинг: 0.0/0