Главная » 2013 » Август » 2 » Побег двойной звезды
Побег двойной звезды
Американские астрономы обнаружили сверхскоростную двойную звезду, которая улетает от нашей Галактики со скоростью более 800 километров в секунду, говорится в статье, принятой к печати в журнале Monthly Notices of the Royal Astronomical Society.
Система LP 400-22
Двойная звезда, улетающая от нашей Галактики со скоростью более 800 километров в секунду. Художественное изображение. Ruth Bazinet, CfA.

Система LP 400-22 была впервые исследована в 2006 году, когда учёные установили, что это быстродвижущийся белый карлик с очень малой массой — около 0,17 массы Солнца, однако через три года новые наблюдения показали, что LP 400-22 — двойная звезда. Фернандо Камило (Fernando Camilo) из американской обсерватории Аресибо в соавторстве с Уорреном Брауном (Warren Brown) из Смитсонианской обсерватории и другими учёными проанализировал оптические, радио- и рентгеновские наблюдения и выяснил, что эта двойная звезда летит с рекордно высокой скоростью — 830 километров в секунду — и гравитационно "отвязалась" от нашей Галактики.

Гиперскоростные звёзды впервые были обнаружены в начале 2000-х годов — их скорость относительно центра Галактики достигала 500 километров в секунду, и этой скорости было с лихвой достаточно, чтобы "отвязаться" от притяжения нашей звёздной системы и уйти в межгалактическое пространство. В 2007 году Уоррен Браун обнаружил звезду с "абсурдной" скоростью в 850 километров в секунду относительно Солнца — самую быструю на сегодня "обычную" звезду — звезду главной последовательности.

Астрономы считают, что звёзды разгоняются до таких скоростей за счет гравитационного взаимодействия со сверхмассивной чёрной дырой в центре Галактики или после того, как один из компонентов двойной системы взрывается как сверхновая. Таким образом изучение орбит гиперскоростных звёзд позволит судить о свойствах этих чёрных дыр, а также о тёмной материи.

Однако LP 400-22 разогнала не чёрная дыра — анализ наблюдений показал, что эта двойная звезда летит не из центра галактики. Взрыва сверхновой тоже не было. "Её орбита пересекает несколько шаровых скоплений. Динамическое взаимодействие между LP 400-22 и другими двойными звёздами или центральной чёрной дырой в плотном скоплении может объяснить происхождение этого необычного объекта", — пишут учёные в статье.

Сотрудник Астрономического института имени Штернберга МГУ Сергей Попов считает, что этот объект может быть интересен именно как "улика" — указание на возможность существования массивных чёрных дыр в шаровых скоплениях.

"Это почти рекорд скорости, но интересен не он сам по себе, а то, что он поставлен "паралимпийцем": двойной звездой, летящей не из центра. Мы знаем гиперскоростные звёзды, летящие не из центра, но все они не двойные", — сказал Попов РИА Новости.

Он отметил, что LP 400-22 могла разогнать двойная чёрная дыра. "Но напрямую даже одиночные чёрные дыры промежуточных масс в шаровых скоплениях не зарегистрированы. Так что LP 400-22 может быть важной уликой", — считает Попов.