Главная » 2016 » Июнь » 15 » Планету из мела покусал белый карлик
Планету из мела покусал белый карлик
Рисунок астероида, пережёвываемого белым карликом

В созвездии Льва существует необычная планета, состоящая из мела и потенциально хранящая в себе следы живых организмов, которую недавно «покусал» белый карлик, заявили астрономы, выступавшие на ежегодной встрече Американского астрономического общества.

«Огромное количество углерода в недрах этой планеты является уникальным феноменом, который крайне важно объяснить. Мы считаем, что его источником может быть карбонат кальция, мел. Он мог легко оказаться в недрах планеты и в конечном итоге попасть в атмосферу белого карлика. Его природу и происхождение ещё предстоит выяснить», — заявил Карл Мелис (Carl Melis) из университета Калифорнии в Сан-Диего (США).

Мелис и его коллеги совершили это открытие, потенциально способное перевернуть историю поисков следов жизни вне пределов Солнечной системы, наблюдая за белым карликом SDSS J1043+0855 в созвездии Льва при помощи телескопа Кека на Гавайских островах и орбитальной обсерватории «Хаббл».

Белыми карликами называют остатки старых выгоревших звёзд небольшой массы, лишенных собственных источников энергии. Белые карлики возникают на конечной стадии эволюции звёзд массой не больше 1,4 массы Солнца. В конечном счете в белого карлика превратится и наше светило.

Как рассказывает Мелис, учёные недавно выяснили, что белые карлики часто «пережевывают» и поглощают останки планет и крупных астероидов, что можно заметить по тому, как меняется спектр их излучения.

Дело в том, что все белые карлики и субкарлики обладают одним любопытным свойством — любая поглощаемая ими материя распределяется по их поверхности не случайно, а в виде своеобразного слоёного пирога. Тяжёлые элементы вроде углерода, кислорода или кремния будут постепенно опускаться к низу этой «слоёнки», а водород и гелий — всплывать.

Благодаря этому следы тяжёлых элементов, даже если они присутствуют на поверхности карлика в больших количествах, можно увидеть практически только в тот момент, когда звезда будет «пережёвывать» и поглощать обломки планет, астероидов и комет. В это время тяжёлые элементы ещё не успеют «утонуть» и их присутствие в атмосфере и на поверхности карлика можно будет заметить по характерным линиям поглощения и излучения в его спектре.

Наблюдая за подобными следами планеты в спектре SDSS J1043+0855, Мелис и его коллеги нашли нечто необычное — оказалось, что бывшая звезда ещё не завершила свою «трапезу», только «обкусав», а не съев вращающуюся вокруг неё планету, ободрав верхние слои её литосферы.

Почему учёные сделали такой вывод? В спектре белого карлика доминировали не железо и другие тяжёлые металлы и элементы, складывающие основу пород ядра и мантии планет, а углерод и ряд других лёгких веществ, таких как кальций и кислород.

Подобное открытие стало неожиданностью для планетологов, так как Земля и прочие каменистые планеты Солнечной системы содержат в десятки и сотни раз меньше углерода, чем спутница SDSS J1043+0855. Углерод, судя по долям других элементов в спектре SDSS J1043+0855, присутствует в недрах планеты в виде карбоната кальция — обычного мела или других похожих на них пород.

Карбонат кальция, существующий на Земле, возник в результате жизнедеятельности и отложения раковин моллюсков и оболочек бактерий и других микробов на дне океана. Это говорит о том, что на гибнущей планете, возможно, когда-то могла существовать жизнь. С другой стороны, как подчёркивают учёные, вероятность этого не стопроцентная — карбонат кальция может возникать неорганическим путем, и его крупные залежи на SDSS J1043+0855 могли родиться без участия жизни.

«Когда мы говорим о внеземной жизни, люди всегда представляют себе что-то из голливудских фильмов. Открытие потенциальных следов мела на другой планете намекает на то, что источником этих пород могла быть жизнь. Подобные тонкие намёки, а не космические „блокбастеры", как мы полагаем, и будут первыми следами внеземной жизни, доступными человечеству», — заключает Мелис.

Категория: Далёкие рубежи | Просмотров: 234 | Добавил: astrolabia | Теги: Углерод, созвездие Льва, мел, белые карлики | Рейтинг: 0.0/0