Главная » 2015 » Июль » 17 » Планетологи нашли "двойника" Юпитера у "клона" Солнца в созвездии Кита
Планетологи нашли "двойника" Юпитера у "клона" Солнца в созвездии Кита
Астрономы обнаружили в созвездии Кита практически полную копию Солнца, вокруг которой вращается крупная экзопланета, обладающая почти такими же размерами и массой, как и Юпитер, и удалённая на столь же большое расстояние от звезды, заявляют астрономы в статье в журнале Astronomy & Astrophysics.

Так художник представил себе двойник Юпитера в созвездии Кита

"Почти через два десятилетия охоты за экзопланетами, мы наконец-то научились находить и "видеть"  крупные экзопланеты, расположенные далеко от звёзд, похожие на те, которые есть в нашей Солнечной системе. Наше открытие говорит о том, что у нас есть техническая возможность находить полноценные аналоги Солнечной системы в далёком космосе", — заявила Мэган Беделл (Megan Bedell) из университета Чикаго (США).

Беделл и её коллеги совершили это открытие благодаря инструменту HARPS, установленному на 3,6 метровый телескоп в чилийской обсерватории Ла-Силла. Данный прибор находит планеты по "качаниям" звезды на месте и характерным сдвигам в спектре, которые возникают в результате её гравитационного взаимодействия с её спутниками.

Сила этих "дрожаний" зависит от массы экзопланет и расстояния между ними и светилом, из-за чего данную методику их поиска достаточно сложно применять для поиска относительно далёких объектов, таких как наш Юпитер или Сатурн. Авторы статьи решили эту проблему, используя сложные статистические методы для анализа данных, поступающих с HARPS, и их "очистки" от ложных срабатываний и помех.

Этот приём и шесть лет наблюдений помог Беделл и её коллегам обнаружить практически полный аналог Юпитера, вращающийся вокруг солнцеподобной звезды HIP11915, удалённой от нас на расстояние в 186 световых лет в сторону южного созвездия Кита.

Данная планета, по оценкам учёных, расположена почти на таком же расстоянии от светила, как и наш Юпитер, и совершает один оборот вокруг него за 3600 дней, или почти 10 лет. Её масса и диаметр, как показывают расчеты, примерно равны юпитерианским – они или чуть меньше, или чуть больше аналогичных характеристик крупнейшей планеты-гиганта Солнечной системы.

Чем интересны учёным "клоны" Юпитера и почему они прикладывают столько усилий для их поиска? Дело в том, что сегодня планетологи считают, что Юпитер выступал своеобразным "скульптором" Солнечной системы в первые годы её формирования, "сдвинув" Землю в сторону зоны жизни и породив условия для формирования первых живых организмов на её поверхности.

Поэтому поиск аналогов Юпитера в далёких звёздных системах крайне важен для оценки того, может ли существовать жизнь на других планетах внутри них. Таким образом, открытие Беделл и её коллег является важным шагом на пути поиска полноценных "копий" Солнечной системы и двойников Земли.

С другой стороны, учёные не исключают вероятности того, что данный сигнал бы порожден 11-летними циклами активности в недрах HIP11915. В таком случае, поиск аналогов нашей планеты будет крайне затруднен или даже невозможен без кардинальных улучшений инструментов и телескопов.

Категория: Далёкие рубежи | Просмотров: 298 | Добавил: astrolabia | Теги: HIP11915, созвездие Кита, HARPS | Рейтинг: 0.0/0